главная

растровая графика

верстка

векторная графика

Заметки о поездке в горный Алтай

Август 2007 года

6 августа – приезд

Москва – Барнаул. 4 часа самолетом, 6 часов ожидания машины в аэропорту, 6 часов дорога на «газели» до поселка Чемал. Это республика Горный Алтай, база отдыха «ТУРСИБ».

Наш домик из кедра На базу приехали около 6 часов вечера. Дорога шла вдоль Катуни – это горная река с изумительными видами. Всего на турбазе около 40 деревянных домиков из кедра (диаметр бревна до 50 см). Домики со всеми удобствами: душ, туалет, горячая вода, телевизор, телефон. Расположены они на высоком берегу Катуни. Общая площадь базы примерно 15-20 га, внизу строится спортивный комплекс с кортовыми площадками. Есть большое зеленое поле; сегодня там приземлился вертолет МИ-8 - думаю, привезли начальство. Темнеет рано, около 9.30 часов уже темно, Надо учесть, что разница во временных поясах с Москвой составляет 3 часа.

Вертолет над базой "ТУРСИБ"

7 августа – прогулка на лошади

Внутреннее убранство ресторана

Завтрак с 9 до 10. Ресторан оформлен в русском стиле. Кругом самая разная утварь - самовары, утюги, медные тазы для варенья, рушники, в центе мазаная белая русская печь. Мебель деревянная. Есть второй этаж и цокольный этаж с бильярдом. Меню очень разнообразное, много рыбы. Особенно хочется попробовать хариуса (думаю, выловлен в Катуни). Экскурсионная программа начинается в 10.30 – сегодня на Серебряный родник, на 3 часа. Решаю без Валеры туда не ходить (он заправляет газовые баллоны), а река КатуньВид на долину Катуни с противоположного холма исследовать окрестности в одиночку. Пешком вниз по долине реки с подъемом на небольшой холм, где встречаю чистейший горный источник. Всюду лошадиные тропы, так что можно взять лошадь напрокат для прогулки. Спускаюсь к Катуни и иду вдоль реки: хочу найти Чепошские ванночки. Впереди довольно отвесная скала – внизу турбаза Чепош. Под скалой юрта, музей Белого шамана. Рядом прокат лошадей. Инструктор предлагает мне прогулку, я соглашаюсь, только с сопровождением. Моя лошадь, как оказалось, одна вообще никуда не хотела идти, пришлось ее вести на веревочке… Слово за слово, и наш маршрут вместо привычной прогулки по долине меняется - мы поворачиваем на поляну, что на вершине близлежащего холма. Я не могла поверить, что туда можно добраться на лошадях, а когда оказалась в лесу – подумала, что и пешком тоже дойти довольно проблематично. Лес был почти непроходимым из-за высокой травы с очень ярким запахом полыни, хмеля, душицы, аконита. Она пленила не только меня, но и Кардинала - моего коня. Он то и дело прикладывался к ней по ходу движения. Оказалось, преодолевать крутые горные склоны, сидя на лошади, очень приятно (четко понимаешь, без ее четырех ног здесь не пройти). Надо только успевать уворачиваться от веток. Кругом после бури много поваленных деревьев, тропинок никаких нет. Я мечтала увидеть кедр – оказывается, здесь он не растет, надо еще подняться вверх по Катуни километров 25. Мой инструктор (тоже Валера) рассказал, что в 2002 году на поляне, что расположена у подножия горы, был концерт Алсу, посвященный 10-летию образования республики Горный Алтай, на котором собралось около 80 тысяч человек. Проходили скачки, кулачные бои, даже разыгрывались автомашины. Наконец мы достигли поляны, с которой открылась прекрасная панорама верховьев Катуни. Небольшой перекур - для осознания красоты и отдыха лошадям. Я, конечно, сделала несколько кадров и попросила инструктора запечатлеть меня на лошади. Поинтересовалась у Валеры, что для лошади труднее, идти в гору или спускаться с нее – оказалось, одинаково. А вот для меня спускаться по крутому склону, сидя на лошади… Ощущения незабываемые, адреналин дал о себе знать. Я сильно упираюсь в стремена и отклоняюсь назад для перемещения центра тяжести, иначе можно перевернуться. По такому крутому склону я еще не спускалась. Мой конь легко перешагивает поваленные деревья, ручьи и при этом успевает перекусить травкой. Я замечаю растение аконит: на мой взгляд, оно ядовитое, а вот коню все равно. Из ягод вижу только калину, немного малины, смородину. Спуск занимает минут 20, но впечатлений много. На обратной дороге мой конь, почуяв дом, решил пуститься вскачь… Я не знала, что держать - коня или фотоаппарат, который бился о седло. Ноги еле удерживались в стременах. Потянув поводья, мне все-таки удалось остановить коня. Я решила, что галопом скакать на лошади – это не для меня, нужна специальная тренировка. (А как здорово смотреть на всадников, легко владеющих своим телом и конем!) Вся прогулка заняла полтора часа. Спрыгнула с лошади я сама (правда, сесть на коня самостоятельно мне не удалось) и поняла, что немного шатает, а идти по земле получается как-то странно, ноги не слушаются. Хорошо, что до турбазы еще минут 30 пешком берегом Катуни, по ходу дела все встало на свое место. Обедать после такой поездки сильно не хотелось. Надо заметить, что погода в этой местности довольно жаркая, градусов 30, но это не чувствуется, так как влажности практически нет, а воздух пропитан приятным запахом хвои, особенно в нашем домике. Солнечно, небольшой ветерок. (Местные жители утверждают, что по количеству солнечных дней поселок Чемал можно сравнить с городом Сочи.) Послеобеденное солнце меня слегка разморило, и я решила отметиться в бассейне, который расположен на берегу реки. Но, выйдя на пляж, поняла, что лучше искупаться в реке, а в бассейн всегда успею. Вода в реке ледяная, мутно-зеленого цвета и с очень сильным течением, градусов, наверное, около 10. Зайдя в воду, сразу понимаешь, что плыть самой никуда не надо, достаточно оторвать ноги от дна - и тебя несет вниз по течению. Обжигающий холод по всему телу заставляет быстро останавливаться, я понимаю, что может унести, и решаю больше не рисковать. Одним из популярных экстримов здесь предлагается рафтинг - сплав по реке. Думаю, стоит попробовать, но это отдельный рассказ.

Рафтинг

8 августа – Телецкое озеро

250 км - и мы на Телецком озере, жемчужине Алтайского края. Протяженность его 78 км, ширина до 5 км,  глубина в среднем 100 метров, а местами даже 300. Запаса пресной воды, по утверждению местных ученых, должно хватить на 9 лет всему населению Земли.

Берега Телецкого озера

Проехав поселок Артыбаш (последний населенный пункт по левую сторону озера), мы отплываем на катере с подводными крыльями, со скоростью 30 км в час.

Берега отвесные, местами скалистые. В основном лес, попадается кедр. Вся левая сторона озера - это Телецкий заповедник; соответственно, высадка на берег платная. Вода чистейшая, в ней водится порядка 16 видов рыбы - и такая редкость, как телецкий сиг.

Мы делаем остановку около водопада Кобру. Его высота 12,5 метра. Шум слышен еще до появления водопада. Подымаемся в гору, по пути созерцаем огромные кедры: очень похожи на сосну, но с более плотной зеленью, и ствол не такой красный, и хвоя немного другая. Величественность этих деревьев завораживает. Не случайно уже при подъезде к озеру вдоль реки Бия всюду предлагают кедровые шишки и орехи...

Со смотровой площадки делаем несколько кадров и подходим к самому водопаду. В воздухе прямо-таки стоят мелкие капли воды. Самые отчаянные раздеваются и заходят в водопад. Смелые женщины купаются прямо в ручье ниже водопада. Вода довольно холодная, вокруг почти отвесные скалы. Стоит табличка с предупреждением, что подыматься в гору небезопасно. На берегу местные фотографы предлагают диск с видами Телецкого озера в разные времена года - в глаза сразу бросается фотографии со знакомым нам зеленым шаром, который парит над озером, привязанный за катер.

Телецкое озероНебольшой водопад на Телецком озере

На территории заповедника запрещено останавливаться – соответственно, нет дорог на берегу, мы замечаем только одну стоянку в несколько домиков – это научная станция. Изредка попадаются палатки и лодки или байдарки. В целом, впечатление необитаемости, цивилизация еще сюда не добралась. По рассказам, в прошлом году здесь работал гидросамолет, но из-за порыва ветра он разбился, упав в озеро. Сейчас ходят только прогулочные катера в низовьях озера – они совершают 2-3 часовые экскурсии.

Из озера вытекает довольно полноводная река Бия. По легенде, любовь юного Бия и ханской дочери Катуни дала рождение сибирской реке Обь.

Зимой озеро в узкой части замерзает, и то не каждый год. Цивилизация постепенно начинает завоевывать эти места. Замечаем палаточные лагеря, турбазы, рынки местных сувениров, всюду сдаются домики, предлагаются прокат катеров, лошадей.

Дальше поселка Артыбаш дороги нет. Наша трехчасовая поездка заканчивается, но незабываемые виды озера будут еще долго стоять в памяти.

Водопад Кобру

9 августа – подъем аэростата

Сегодня самый жаркий день, днем на градуснике 38 градусов. Все ждут гостей. Должен прилететь министр путей сообщения Якунин.

Аэростат РЖДПляж на реке Катунь

С утра мы попытались поставить аэростат, но, как сообщило метео – объявляется штормовое предупреждение. Жара, сильные порывы ветра, так что на пляже взлетает мелкий песок, перерастая в небольшую бурю. Готовим аэростат, вместо предложенной площадки перед рестораном выбираем футбольное поле в пойме реки. Работать пока нельзя, поэтому заполняем паузу купанием в Катуни. Я решаюсь проплыть метров 300 вдоль пляжа по течению. Валера успевает меня снять на фото. Замечательные ощущения, все тело буквально горит. После обеда начинаем работать с аэростатом, ветер успокаивается. На поле садятся два вертолета Ми-8 - а мы как раз ставим шар, все как нельзя вовремя. Якунин со свитой подходят к нам, жмут всем руки и благодарят. Несколько человек с базы помогают нам обслуживать аэростат. Я фотографирую белоснежный аэростат РЖД на фоне лесистых холмов. Картинка изумительная. Но неожиданно порыв ветра - и шар прижимает к земле. Совершенно ничего не предвещало изменению погоды! Складываемся, устраняем небольшую дырку и пережидаем порывы, ждем, когда ветер утихомирится. Ведь не зря считается, что дневная работа с аэростатом непредсказуема. К вечеру ветер совсем стихает, и мы успешно дорабатываем до самой темноты. Катаем всех желающих, поднимаясь на 100 метров. Полный штиль, условия идеальные. Вечером такого большого фонаря или электрической лампочки здесь еще не видели. (Это когда пилот включает бесшумку, оболочка становится похожей на гигантский электрический фонарь, и при заходящем солнце на фоне гор это смотрится очень завораживающе.) Закончилась наша командировка на Алтай, все обязательства выполнены, при этом удалось познакомиться с незабываемыми красотами Горного Алтая.

Аэростат РЖД вечером
10 августа – поселок Чемал

Обрывистые берега острова Патмосостров Патмос

Готовясь к поездке, я хотела обязательно посетить остров Патмос в поселке Чемал в верховьях Катуни. Однако наша турбаза оказалась ниже поселка на 18 км. Покинуть Алтайский край, не побывав на острове, мы не смогли.

30 минут на машине - и мы в поселке Чемал. Узкая центральная улочка, кругом объявления о сдаче домиков и бань, всюду снуют практически одни иномарки, смотрится контраст достаточно разительно.

Село большое, есть даже свой суд. Подъезжаем прямо к острову и оказываемся в дивном месте, где расположен женский монастырь. Живописное ущелье, отвесные скалистые берега, на остров ведет подвесной пешеходный мостик. Переходим, и оказываемся около скита Иоанна Богослова. Внизу бурлит Катунь. Скалы метров 50, кругом высокие сосны, есть источник живой и мертвой воды. Мостик довольно узкий и сильно раскачивается, т.ч. выстраивается большая очередь, пропускная способность моста достаточно низкая - и притом все хотят сфотографироваться. (Надо заметить, что церквей в горном Алтае совсем немного, и они достаточно однообразны: небольшие, с двумя деревянными куполами. На протяжении всего пути нам встретилось не более трех или четырех церквушек.) Заходим в скит; помещение очень маленькое, много икон, стоит сильный запах воска.

Подвисной мост к скиту И.БогословаПодвисной мостик с острова Патмос

Если будете на Чемале, думаю, пройти мимо острова вам не удастся. А стремящаяся под ногами Катунь будет вам еще долго вспоминаться.

Теперь уже со спокойной совестью отправляемся в обратный путь, хотя понимаем, за четыре дня посмотреть Горный Алтай невозможно. Однако влюбиться мы все же успели... Хочется вернуться, увидеть снежные горные вершины, ледники, походить по горам, полазить по пещерам и сплавиться по реке – испытать себя в рафтинге.