Банки в открытом небе

Содердание

С 23 по 27 сентября в Чешской республике проходила уже вторая Воздухоплавательная Фиеста “Банки в открытом небе, Ледницы-98” (Banks Open Air, Lednice ‘98). Организацию праздника взяли на себя Система рекламы и общественных связей, Организационный комитет Фиесты (APS —advertising and public relations system. Organizing committee of the fiesta Banks Open Air, Lednice ‘98). В качестве его спонсоров выступили ведущие фирмы Чехии.

Ледницы — Валтицкая территория (Lednice — Valtice area), где прошла Фиеста, — стала местом встречи людей, работающих в финансовой сфере или отраслях, пользующихся ее услугами.

Для тепловых аэростатов основным условием участия стало наличие на оболочке логотипа банка, сбербанка, брокерской или страховой компании. Съехались сюда около 20 экипажей из различных стран мира (Польши, Австрии, Словении, Германии, Греции, Бельгии), а также менеджеры из банков, представившие эти экипажи.

Впервые в Фиесте принимали участие российские команды: Сергея Баженова (Москва ) и Павла Холода (Сыктывкар, Республика Коми), которую я, собственно, и представляю.

Мне давно хотелось попасть в состав экипажа, но доказать, что ты в команде нужна, казалось практически невозможным. Тем более, что девчонке сложно тягаться с мужчинами в обращении с техникой (нужно отдать должное ребятам из нашей команды, все они очень неплохие водители) и тяжестями. Желающих много, надежды мало. Оставалось помогать ребятам в работе и провожать их на соревнования и фиесты. Но в этом году место нашлось и для меня — что–то вроде секретаря–переводчика.

Мы долго не были уверены в том, что поездка не сорвется. Но 19 сентября, разместившись в двух автомобилях, мы наконец отправились в дорогу, считая километры (их предстояло пройти 3600). Команде клуба уже приходилось путешествовать и по нашей стране, и в Европе, но в этот раз все согласились, что дорога была сложной. Основная трудность, как и у всех — финансирование; тем более, что на серьезную поддержку рассчитывать не приходилось. Посильную помощь оказали друзья. Огромное им спасибо!

Порядочные суммы (при наших скромных возможностях) уходили на штрафы, от 20 рублей для нашего родного милиционера до 100 долларов, которые грозили превратиться в 1000, для заграничного блюстителя порядка. Конечно, этому во многом виной наша нерадивость, но сыграли свою роль и местные особенности. Так, остановившись в одном из городов Польши, мы около часа выторговывали наш антирадар, а в другом нам сообщили, что могли бы заставить нас поменять и все стекла, поскольку затемненные стекла огромное преступление. Но, слава Богу, по частям наши машины не разобрали (одна из них по окончании поездки решила сделать это сама, но это уже другая история).

Страны, которые нам довелось проехать (на каждую приходилось не более суток), оставили свои особые впечатления. Очень любопытно оказалось побывать в Белоруссии, тем более, что это удовольствие обошлось всего–то около 50 долларов с машины (умножайте на 2, плюс обратная дорога). Но была и маленькая компенсация... Польско–белорусскую границу на обратном пути мы пересекали ночью. Темно. Уже прохладно. Очередь до КПП — конца не видно. Кто–то дремлет, кто–то решил перекусить. В общем, дело на ближайшие часы найдено — ждать... Вдруг появляется наш пилот и, указывая на BMW впереди, бросает: “Поезжайте за ней!” Мы, плохо понимая, что происходит, двинулись вперед. Оказалось, к одному из наших ребят подошел молодой парень и, указывая на прицеп с корзиной, спросил:

— Кто хозяин?

Понемногу подтянулись другие члены команды, подошел и наш пилот.

— Хрусталь везете? — обратился к нему парень. Говоря это, он похлопывал кулаком правой руки о ладонь левой.

— Нет, почему хрусталь? Воздушный шар.

Повисло молчание.

— Хм, значит, кое–что умеете, — заметил парень.

— Умеем.

— И мы умеем.

Через некоторое время ребята разговорились. Молодой человек посетовал на трудности своей “профессии”: “Кризис, россиян ездит мало, вот и приходится с каждой машиной “работать” по полной программе.” Чувствовали себя наши собеседники на границе как дома, и любезно предложили переместить нас в начало очереди. Там мы через несколько минут и оказались.

Существует еще одна проблема, которая встает практически перед каждым человеком, выезжающим за границу — язык. Нам же надо было как–то общаться с членами экипажей из различных стран, а также с нашими пассажирами, жителями Чехии и Австрии.

Официальным языком Фиесты был английский, но старшее поколение чехов помнит нашу страну еще по советскому периоду, многие бывали в СССР, у кого–то здесь жили родственники. Они с удовольствием говорили с нами по–русски, вспоминали, как изучали язык в школе, как работали или отдыхали в нашей стране (и, от чего у меня уши краснели, отзывались о наших товарах лучше, чем мы). Молодые люди, естественно, этого уже не застали, поэтому с ними и экипажами из других стран мы общались на английском, немецком и даже на чешском (в пределах тех слов, которые выхватывали из речи “аборигенов”). Нередко за одним столом люди говорили на нескольких языках, но и это не представляло особой проблемы.

Организаторам удалось создать очень разнообразную и интересную программу. В рамках фиесты прошел банковский семинар, где были представлены новые проекты будущего экономического развития Чешской республики. Были организованы: экскурсия по замечательному неоготическому замку Леднице, концерты органной и народной музыки, показ мод и дегустация чешских вин. Настоящий праздник с играми, угощением, выступлением музыкальных групп был приготовлен для детей.

Устроили мы и собственную экскурсию. Как правило, днем все были заняты своими делами. Но после вечерних полетов экипажи собирались либо в палатке–ресторанчике, либо в замке, где можно было познакомиться, поговорить, выпить бокал вина или кружку пива, просто отдохнуть в кругу интересных людей. Здесь, в частности, мы познакомились с Алешем Кубичеком (Ales Kubicec) — главой единственной в Чехии фирмы, занимающейся производством аэростатов. Нас пригласили побывать на ней. Встреча была назначена на 11 часов, утренний полет закончился около 10.00 (а фирма находилась в 50 км от Ледниц, в Брно). Конечно, кеды и спортивные штаны не очень подходят для подобных встреч, но времени на сборы не было. Мы оставили прицеп и поехали на фирму. К счастью, нашими пассажирами в этот день была семейная пара из Брно. Они предложили проводить нас до места, и нам не пришлось плутать по городу в поисках нужного адреса.

На фирме нас встретил Михаэль Сухи (Michael Suchy), менеджер. Он показал нам образцы продукции, провел по мастерским. Мы увидели не только как рождаются новые воздушные суда, но и как возвращаются к жизни старые, побывали в рекламном отделе, узнали о новых материалах и технологиях изготовления аэростатов. Раньше мы могли увидеть только конечный результат. Жаль только, что мы не смогли купить шланг для нашего аэростата (оказалось, что запчасти для отечественной техники имеют свои местные особенности). Поэтому, поблагодарив Михаэля и обзаведясь прайс–листами, мы уже собирались уходить, когда он подвел нас к большой карте.

— Где Сыктывкар?

Было приятно найти свой город, тем более что скоро надо было ехать домой.

Основную часть Фиесты, конечно же, составляли ежедневные полеты, утренний (7.00 — 10.00) и вечерний (16.30 — 18.30). Сама Фиеста проходила в очень живописном месте, получившем свое название от двух великолепных замков: Валтице, построенного в стиле барокко, и очень красивого неоготического замка Леднице. Обычно стартовая площадка располагалась прямо перед ним. Но, поднимаясь в воздух, мы понимали, что красоты этого уголка Европы не ограничиваются старинной архитектурой. Слева и справа от нас проплывали поселки и города, слепленные из маленьких аккуратных домиков. Насколько хватало глаз, тянулись озера, рощи, изрезанные дорогами поля. А в полях какой только живности нет!

Не обошлось и без приключений.

Вечерние полеты у нашей команды обычно затягивались. С рациями, которые мы с собой брали, пришлось расстаться еще на просторах родной страны. Темнело рано, поэтому искали наш аэростат практически наощупь. В тот вечер мы приземлились не очень удачно, и когда мы “нашлись”, вечерняя заправка баллонов уже давно закончилась. Утром работали неслаженно, но оставшегося топлива должно было хватить на небольшой полет. Получив задание на утреннем брифинге, мы выбрали место для старта, подняли аэростат. В этот день мое место было в машине сопровождения. Мы проводили глазами аэростат, двинулись в сторону замка, где располагался крест, и стали ждать прибытия нашего аэростата. Но вместо него прибежал один из ребят, полетевших в корзине, Николай. Он рассказал, что уже через 20 минут полета, когда понадобилось переключиться на другой баллон, оказалось, что сделать это невозможно — пропускает шланг. Топлива мало. Удобной для посадки площадки не нашлось. Решили, нужно кого–то высаживать. Вызвался Николай. Человек он более чем спортивный — инструктор физкультуры. Аэростат снизился, Николай махнул из корзины и, не дожидаясь машины, побежал к нам. Рассказ пришлось прервать — наш аэростат, цепляя ветки, прошел над деревьями недалеко от нас и полетел дальше. И тогда началось — даже не знаю, как это назвать: ралли — не ралли, забег — не забег, но все мы полетели, поехали, побежали к предполагаемому месту посадки. “Забег” наш закончился вничью, а приземление — без потерь. Мы разобрались с неполадкой (оказалось, что прокладка пропускала).

Полеты были как свободные, так и соревновательные (“Погоня за зайцем”; “Цель, объявляемая судьей”; “Полет по поставленной задаче”). По итогам дня пилот, показавший лучший результат, мог получить главный приз — авиабилет из Чехии в любую точку мира.

Таких счастливцев оказалось трое: пилоты Josef Greisberger, Salzburg, Austria; Michel Lambert, Court St. Etienne, Belgium; Vasillis Petinis, Athens, Greece.

26 сентября были подведены итоги всей Фиесты, состоялась церемония награждения. I место занял австрийский экипаж (пилот Josef Greisberger, Salzburg); II — экипаж из Словении (пилот Slavko Sorn, Liublana), и III — из Польши (пилот Joanna Ozga, Katovice).

Российские команды показали следующие результаты: москвичи заняли V место, а наш экипаж — XIII.

Для меня многое было впервые, своеобразная проба сил: первая поездка на Фиесту, первые серьезные полеты и... первый прыжок с аэростата. В нашем авиационно–спортивном клубе аэростат появился недавно. До этого мы занимались только парашютным спортом. Поэтому для нас аэростат еще ближе сердцу — с него можно прыгать. Все парашютисты, которым это удалось, независимо от количества прыжков (от трех до тысячи с лишним и более), согласны, что прыжок с аэростата — это нечто особенное. Я в этом убедилась.

Чтобы как–то себя подготовить, я решила посмотреть, как это делают наши ребята. Посмотрела... Те, кто прыгал, знают, что легкое волнение бывает всегда, но такого со мной еще никогда не случалось, тем более, что прыгать в этот раз предстояло не мне (эти ощущения возвращаются даже сейчас, когда я просто пишу об этом. Можете себе представить, что было, когда я находилась в корзине!). Аэростат поднимался все выше. Андрей (он в этот день должен был прыгать) переговаривался с пилотом, Павлом Васильевичем, о том, как лучше отделиться (наш пассажир хотел сделать несколько снимков). Мы набрали высоту 1000 метров. Я посмотрела вниз, потом на Андрея: он приготовился к прыжку, сидя на краю корзины на корточках, и ждал команды. Я посмотрела вниз. “Пошел!” Андрей оттолкнулся и полетел вниз. Для меня никогда не составляло проблемы выйти из самолета на прыжках, но сейчас казалось, что высоты катастрофически не хватает, а до раскрытия купола вечность (смешно!). Когда наш парашютист был уже на земле, я прислонилась к стенке корзины. Спасибо Павлу Васильевичу, он быстро подключил меня к работе с горелкой, иначе я могла бы простоять так до конца полета. “Я прыгать не буду! Не могу я!” (Это было нечто вроде предпрыжка.)

Но через пару дней на заключительном полете Фиесты я уже сидела в корзине с парашютом за спиной. Оставалось удивляться, что волнение, конечно, было, но с “предпрыжком” не сравнить.

1000 метров, я на краю корзины, жду сигнала... Время как будто замерло. Вижу озера, поля, дорогу на границе с поселком, где мне надо ждать машину сопровождения.

Все, Катя, пошла!

Через несколько минут я уже шла к дороге. Сразу собрались люди, но у всех были свои дела, и интерес к появлению молодой девушки из России, с парашютом и не говорящей по–чешски, через некоторое время пропал. Я уложила купол, поудобнее устроилась на нем. Скоро приедут. Но никто не торопился меня забирать. Сидеть, уставившись на дорогу, уже надоело, когда появились два хлопчика на велосипедах. Мы долго не могли друг друга понять, но мальчишкам было настолько любопытно все происходящее, что они продолжали настойчиво задавать вопросы: “А вы прыгнули оттуда? — спрашивали они, указывая в сторону летящих аэростатов. — Холодно наверху? А сколько шаров? А вы сегодня еще полетите?” и множество других вопросов, которые можно задать за два часа. Но время шло, нужно ехать домой, а машины не было. Я подумывала уже идти пешком — конечно, не так, как советовали ребята, напрямую через лес (долго бы меня тогда искали), а по дороге, но оказалось, что меня сбросили в 20 км от замка. Что было делать? Но, видимо, вид у меня был больно жалостливый, и люди, которые встретили меня после прыжка, а теперь работавшие в своем саду, взялись меня подвезти. Я была почти счастлива.

Фиеста закончилась. Надо возвращаться. Предстояло несколько дней пути, знакомых 3600 км. Событий и впечатлений набралось более чем достаточно. Мы побывали в новой, очень радушной стране, познакомились с новыми людьми, приобрели новый опыт в полетах.

Надеемся, все это не в последний раз!

 

Е.Яркова