LORRAINE-99


V.Medvedev, R.Khamzin

“LORRAINE–99”

French Fiesta LORRAINE–99 became one of the bright events of 1999. Members of Russian team tell about their impressions.


Побывать во Франции на фиесте LORRAINE–99 хотелось очень. Поэтому и написали мы письмо от великолукской команды ЭЛВО в оргкомитет LORRAINE с просьбой прислать рекламный проспект с необходимыми заявочными документами и условиями участия. Виделось это (как и всегда в мечтах) в розовом свете — получаем рекламный буклет с документами, идем к спонсорам — а такие на примете были, — получаем визы, и... Не тут–то было. Спонсоры денег не дали. Мечты рухнули. И ничего хорошего, кроме заочного (по переписке) знакомства с Алин Дюфор — председателем оргкомитета фиесты. Позже мы познакомились очно (очень милая женщина), но обо всем по порядку.

Звонок от Валеры Латыпова из Москвы застал меня врасплох.

—Привет, во Францию едешь?

—?..

—Мои ребята едут (Миша со своим другом Рашидом), можешь поехать, как член команды.

—Валера, да я же...

—Все знаю, даю свой аэростат и “четверку” с прицепом, так что только скажи — заявлять тебя?

Так начались хлопоты — приятные в предвкушении праздника, беспокойные в поисках необходимых средств, отвратительные — от вездесущего бюрократизма властей. Бесконечный хвост очереди в посольстве (боже мой, сколько же народу едет!), оформление выездной визы и ожидание, ожидание... Приглашение, присланное по факсу, не годится, требуется только оригинал, почта не успевает и т. д. Для тех, кто соберется ехать в будущем — заранее затевайте переписку и получайте необходимые документы только по почте. Имейте в виду, что почта из Франции может идти очень долго, даже при условии, что она отправлена вовремя — и, не получив ответа в срок, не стесняйтесь напоминать о себе снова и снова.

И вот, наконец, поехали...

От Москвы до Бреста добрались часов за 14. Дорога Москва–Минск на территории Белоруссии платная — $4 на въезде, $7,5 на выезде с легковой машины с прицепом, но можно проехать и дешевле — “по договоренности”, для нас “договоренность” составила 50 рублей. Заплатили также транспортную пошлину в размере $30. Около 20 часов очереди на границе, и мы — в “дальнем зарубежье”. Кстати, в Белоруссии на выезде(!) надо оплатить страховку и экологию — зеленая карта, действующая в Европе, здесь во внимание не принимается. В Польше оплачиваешь экологию и страховку (около 10 злотых) на въезде. Справедливости ради нужно сказать, что все пограничники, таможенники и прочие полицейские–милицейские, относятся к воздухоплавателям очень хорошо и доброжелательно, за исключением нарушений правил дорожного движения — здесь можно нарваться на крупный штраф за мелкий (по нашим понятиям) проступок, будь ты хоть сам президент. В Польше отвратительные (в основном) дороги — узкие, с колеей на покрытии, но с широкой асфальтированной обочиной, которая используется для разъезда со встречным транспортом при обгоне. Объездные дороги в городах отсутствуют, приходится ехать транзитом, поэтому рекомендую всем любителям путешествий своим ходом заранее обзавестись соответствующими картами.

Въехали в Германию. Страна пронизана сетью автобанов (бесплатных) вдоль и поперек — выбирай любую. Мы выбрали, как нам казалось, самую короткую — Франкфурт (Одер) — Берлин — Лейпциг — Саарбрюккен — Метц. Позже поняли, что можно ехать и по–другому, благо шенгенская виза позволяет и через Бельгию и Люксембург, чем мы и воспользовались на обратном пути. Дороги в Германии прекрасные, однако следует учитывать, что на территории бывшей ГДР западники меняют дороги (именно меняют, а не ремонтируют), поэтому имеются довольно длинные участки объездов, где скорость и пропускная способность ограничены. И еще один совет (он не пригодится, если вы пользуетесь кредитной картой). Запаситесь заранее валютой государств, через которые вам придется проезжать. Если в Польше обменники на каждом шагу, как и у нас, то в Германии обменять доллары на марки на трассе вам вряд ли удастся, если только вы не знаете конкретного места обмена или не будете съезжать с автобана для поисков банка. На заправках имеются все удобства, кроме обменников, а за доллары вас не заправят, и только в исключительных случаях, если у вас хватит лингвистических познаний и личного обаяния, могут принять в оплату до $20. Во всей Западной Европе цена за 1 литр бензина около $1, кроме Люксембурга, где цены (на любые товары) на 10–30% ниже.

Франция. Граница между ней и Германией существует только на карте. Что мы уже во Франции, поняли не сразу. Вдруг как–то заметилось, что указатели на трассе уже не на немецком языке. Заплатили за въезд на магистраль 22 франка и минут через 40 мы в Метце, конечной цели нашей поездки. Метц — довольно большой город (население —350 тыс.) с паутиной улиц, улочек и переулков, пронизанный автострадами разных направлений, сетью водных артерий, по большей части судоходных, и, конечно же, с любовно сохраненным средневековым центром. Блуждали мы по нему часа четыре, пока, наконец, с помощью местной полиции не прибыли в Шомбли (бывшая авибаза ВВС США), где нам и предстояло летать. Зарегистрировались. Поначалу очень мешал языковый барьер. Но общий язык мы все–таки нашли. Выручил мой английский, хотя и далекий от совершенства, но мало чем отличающийся от английского, которым владеют французы (в целом французы, как, впрочем, и немцы, не любят ни англичан, ни их языка). А потом появились новые друзья — и русские, живущие во Франции, и французы, владеющие русским... Кстати, брифинги на фиесте проводятся на двух языках — французском и английском, но если вам тяжело воспринимать на слух информацию, держитесь поближе к тому, кто сможет вам перевести полетное задание, погоду и т. д.

И вот — открытие фиесты

LORRAINE–99. Праздник — он и во Франции праздник. А затем — полеты. Воздухоплавательные будни, в общем–то, везде одинаковы — подъем, завтрак, брифинг, полет, заправка, короткий отдых, обед, брифинг, полет, заправка, отбой, подъем... Но что может сравниться с ощущением полета, его поэзией, неизбывным счастьем, неописуемым словами — от свободы, окружающей тебя со всех сторон... Под тобой вся планета и ты ее хозяин, все заботы остались на поверхности, и ты понимаешь — эти мгновенья и есть жизнь, именно ради них стоит жить и летать, летать, летать... Поистине — поднимись над суетой... Ветер на земле 0, 50м — 3м/сек, 100м — 5м/сек, с подворотом почти на 1800. Вот это условия! Даже подбор не нужен — можешь сесть, где взлетал, подсадить пассажиров и опять взлететь. А можешь и полететь, куда захочешь, только работай горелкой. Так бы везде и всегда... Но погода — дама капризная. Прилетел ветерок с Атлантики на разведку, да и принес с собой дождевые облака.

Организаторы Фиесты постарались на славу. Было все — и отличные полеты с элементами соревнования, и катание на аэростатах, интересные встречи с воздухоплавателями, журналистами, спонсорами и местными жителями, полеты спортивных самолетов, запуски моделей воздушных шаров и других летающих форм, прекрасные экскурсии по Лотарингии, Мецту, Нанси и другим местам. Были и банкеты с пивом и знаменитым французским вином, и сувенирная продукция с символикой LORRAINE–99. В общем — классная тусовка! Однако нужно сказать, что все это ориентировано в основном на зрителей, за что они и платят приличные деньги. Некоторые вещи у нас на чемпионате в Великих Луках организованы даже лучше, однако у нас 25–30 команд, а на фиесте было около 400! Ну, а соревнования устраивались достаточно забавные. Было положено два креста, розданы маркеры, и практически все участники попали в зачетную зону. А по итогам — 1–е место у команды 1–го спонсора, 2–е у 2–го, 3–е у 3–го. Но не в этом дело. Главное — праздник получился прекрасный, и, думаю, вряд ли найдется человек — участник или зритель, — который не будет стремиться попасть на это мероприятие снова.

Но все имеет свое начало и свой конец. Подошла к концу и Фиеста

LORRAINE–99. И как бы завершающую точку поставило полное затмение солнца на небосводе Лотарингии, прорвавшись на несколько мгновений сквозь сплошную пелену туч и окутав ночным мраком аэродром, палаточные городки, зрителей...

В.Медведев


Впечатления “чайника”

(дополнение к вышесказанному)

Моей давней мечтой была поездка по Европе. Этим летом мне представилась такая возможность. Увлекательное путешествие во Францию на традиционную фиесту “LORRAINE–99”, проходящую с 30 июля по 11 августа.

Организаторы пытались придать данному мероприятию официальный характер, но в действительности собралось сообщество увлеченных воздухоплаванием людей. Из более 300 тепловых аэростатов, ежедневно поднимавшихся в небо, для соревнований регистрировалось от 40 до 100 аэростатов.

Торжественный выезд из Москвы состоялся 27 июля в 4 часа утра на машине ВАЗ–21044 с прицепом. Команда состояла из пилота Михаила Латыпова, Валерия Медведева и меня, Рашида Хамзина.

Без приключений доехали до Бреста. Дороги в Польше хотя и отличаются от российских лучшим качеством, но их ширина оставляет желать лучшего. Обгоны ночью становятся экстремальными из–за однополосной дороги с глубокими колеями и зачастую очень узкими обочинами. Спать ночью за рулем не тянуло, в крови был переизбыток адреналина. Уже ко второму дню путешествия выработался четкий график смены водителей, примерно через 450–600 км.

Варшава. Великолепная архитектура и замечательные девушки! Я был удивлен, увидев в потоке машин двуколку, запряженную самой настоящей лошадью.

Марки бензина АИ–95 за границей нет. Аналог — “Super no Pb” (забегаю вперед, польское топливо оказалось лучшим в Европе).

Уже ночью были на польско–германской границе. Никаких препятствий с проездом не было, только фэйс–контроль. Дороги все ровнее, появилась четкая разметка, две–три полосы. Следующая остановка на бане недалеко от Берлина. О том, что наступило утро, мне напомнил толстый немец, пылесосящий лужайку около паркинга. Если бы не аккуратно скатанное на полях в рулоны сено, то честное слово — Россия! Поражает огромное количество ветряных электростанций.

Далее наш путь лежит через горы. Из–за резкого перепада высот двигатель не справляется, начинает греться. Напрашивается вывод: домой едем через Люксембург, более равнинная местность, чем юг Германии.

Французская граница: темные запыленные окна таможенного терминала — и ни одной живой души. Дорога платная. Мы сделали большую ошибку, не взяв с собой франки: самый выгодный курс обмена в Москве. Во Франции ведется политика поддержки национальной валюты, и такое впечатление, что доллар не имеет хождения вообще. Его или с неохотой обменивают по низкому курсу, или не принимают. Самый низкий курс на заправках. Как правило, в банках берут комиссионные — 35 франков независимо от обмениваемой суммы. Стоимость бензина 5,95–6,19 франка за литр.

В Метц (Metz), конечный пункт нашего назначения, мы приехали днем, за 16 часов до начала официальной регистрации участников. К сожалению, несмотря на рекламу фиесты в прессе и на телевидении, никто из французов не мог объяснить, где находится Шамбли. Мы отважились на крайний шаг — остановили полицейскую машину. Но ответа не получили и там: поняв, что мы не говорим по–французски, прикрывшись внезапным вызовом, они удрали. Еще через час поисков мы увидели пеший патруль, он–то нам все и объяснил. Указатели нужного места появились лишь за 10 км до Шамбли. Ранний приезд дал неожиданное преимущество: хорошую гостиницу. Отель “Foch” — двухзвездочная гостиница в центре города Метц. Как ни странно, комната в гостинице выглядела вполне приличной. На троих нам дали комнату с тремя большими кроватями, две из которых обслуживающий персонал нам с Мишей постоянно сдвигал — вероятно, наше поведение было неверно истолковано. Трое мужчин в одном номере для французов — нонсенс!

Распорядок дня был таков: подъем в 4 утра, 5.30–6.15 шведский стол, 6.15 — брифинг, затем до 9.15 — полеты (старта ждали обычно до 8.00). К всеобщей радости погода была благосклонна к воздухоплавателям. Вечерние полеты — с 19 до 20 часов. Но никто не ругался, если садились в 20.30.

Атмосфера праздника не покидала. Сложилось впечатление, что люди приехали ради общения, соревнования интересовали мало — главное, были полеты. Можно было наблюдать, как при подъеме аэростатов одна команда помогала другой, спецформы вызывали всеобщее ликование.

Особенно нас поразили радиоуправляемые мини–шары. Складывается впечатление, что это обман зрения, масштабы “впечатляют”: диаметр аэростата около двух метров, миниатюрная горелка чуть больше пачки сигарет, а самое интересное — в корзине четыре газовых баллончика.

Как–то поздним вечером возвращались в отель — на крутом повороте нас зацепила машина. Шел дождь, дорога была мокрой и вдруг левое крыло нашей четверки превращается в гармошку. Это был прицеп проезжающего джипа. Останавливаемся, включаем аварийные огни. И тут события начинают разворачиваться, как в плохом полицейском боевике. Следовавшие за ним три машины с визгом останавливаются: одна блокирует нам дорогу, другая подпирает задний бампер. Люди выскакивают из машин и, еще не добежав до нас, начинают громко кричать: “Money! Money!”. Показав им кукиш и зеленую карту, пытаемся договориться. Бесполезно. Нарушитель нашего спокойствия вернулся лишь спустя 15 минут. Договариваемся ехать в Шамбли для оформления бумаг. Но им этого мало, меня берут в заложники, заставляя сесть в машину. Дабы я не выпрыгнул из машины, меня с обеих сторон подпирают два дюжих дядьки. Всю дорогу водитель балагурил по телефону и чему–то радовался. По приезде на базу нашу машину блокируют. При заполнении “дружественного договора” (дословный перевод) сложилось впечатление, что над нами издеваются. На внешней стороне этой бумажки для обеих сторон есть перечень нарушений, при обоюдной вине крестики должны ставить обе стороны — либо виновный. Нас об этом не посчитали нужным проинформировать, заставили подписать договор в удобном для них виде, мотивируя тем, что не отпустят, пока не подпишем. На самом деле, можно и не подписывать, т.к. копия остается у вас. А на обратной стороне можно изложить свою версию случившегося. Этот случай показал, что страховка от третьего лица для дальних поездок не очень удобна, т.к. не возместит вам финансовых затрат на ремонт автомобиля. А самое главное — нужен переводчик с французского на русский язык, дружески или нейтрально к вам настроенный, который правильно разъяснит, что и как.

Изюминкой этой фиесты было полное солнечное затмение 11 августа. Накануне шла активная продажа защитных очков. На практике оказалось, что в этих очках ничего не было видно. Интересно выглядела зона VIP: гости позаботились не только о своем зрении, но и о зрении своих питомцев (на собачках тоже были защитные очки). При полном затмении состоялось свечение шаров на земле. Никогда не думал, что увижу это захватывающее феерическое зрелище: становится прохладней, наступает тишина, нарушаемая только шумом горелок. Проходит 3 минуты и под общее ликование появляется солнце. Впечатлений — море.

И вот мы снова в пути, на этот раз — домой.

Р.Хамзин

Содержание