На IV Международном авиационно–космическом салоне


I.Bleskova

“At the IV International Aviation and Space Salon”

In August 1999 in town Zhukovsky situated near Moscow there was IV International Aviation and Space Salon. 430 firms from 28 countries of the world took part in this fine holiday, introduced their flying devices, board equipment and armament. Fifteen bright hot air balloons completed the picture of Salon.


В августе (17–22) состоялся IV Международный авиационно–космический салон в подмосковном городе Жуковский — на самом большом аэродроме в Европе, аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. По некоторым показателям МАКС–99 стал рекордным. Например, по количеству участников: 430 фирм, предприятий и организаций из 28 стран мира. Представлено было более 130 летательных аппаратов, многие из которых показали себя в демонстрационных полетах. Последнее в этом тысячелетии аэрошоу посетило более полумиллиона человек, которые могли наблюдать технику основных классов военной и гражданской авиации и быть свидетелями самой большой в мире и уникальной по сложности программы полетов. Летчики настолько филигранно работали, показывая физические возможности техники, что эмоции захлестывали не только многочисленных зрителей, но и прорывались у комментаторов. Один из них однажды сопроводил полет такими словами: “Посмотрите: то, что делает сейчас летчик, так же трудно, как и любить!”

Впервые на публике свои возможности демонстрировал экспериментальный боевой самолет с обратной стреловидностью крыла С–37 “Беркут” — одна из немногих сенсаций. В небе Жуковского происходили фантастические полеты четверки “Русских Витязей” — Су–27, Су–30, Ту–334 и всех последних машин фирмы КАМОВ и ОКБ Миля. Но больше приятных неожиданностей принесла та часть выставки, которая связана с вооружением и бортовым оборудованием. Это объясняется тем, что ведущие авиационные фирмы видят больше перспектив не в создании новых конструкций, а в совершенствовании уже стоящей на вооружении техники, чего требует и рынок. Информацию о российских производителях и эксплуатантах можно было получить из первых рук — этому способствовали бизнес–клубы, научно–технические симпозиумы, семинары и конференции.

В оформлении авиафорума участвовало пятнадцать аэростатов (среди них одна спецформа) из разных городов России — Великих Лук, Жуковского, Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Белово Кемеровской обл. — и из Литвы, несколько рекламных газонаполненных аэростатов. Погода, в отличие от предыдущего МАКСа, не была на 100 % воздухоплавательной, поэтому привязные подъемы и свободные полеты совершались не каждый день, и даже не каждое утро.

На МАКСе работали три стенда, представляющие воздухоплавательную деятельность. Это российские фирмы “АэроНаТЦ” и “Авгуръ”, и немецкая фирма CargoLifter AG, созданная в 1996 г. для реализации плана (совместно выработанного в 1994 г. учеными и инженерами) постройки летающего подъемного крана — дирижабля, созданного по технологии “легче, чем воздух” (ЛТА).

Идея не столь убедительна, сколь обаятельна. Летающий подъемный кран теоретически может поднимать огромные и тяжелые грузы и доставлять их в любую точку мира, не используя дороги, мосты, погрузочные краны, аэропорты и т.д.

Демонстрационная модель (М 1:8) была представлена в 1998 г. на ярмарке “Verkehr + Logistik”. Первые испытания дирижабля планируются летом 2001 года. (Проект самого большого в мире полужесткого дирижабля

CargoLifter CL 160: длина 260 м, диаметр 65 м, полезная нагрузка 160 тонн, высота полета от 300 до 20000 м, скорость от 80 до 135 км/час., дальность полета до 10000 км.)

Возник вопрос по ветроустойчивости этакой махины, но, к сожалению, четко нам на него ответить не смогли — видимо, это самая большая проблема, не считая притока достаточных денежных инвестиций в проект.

На МАКСе ежедневно успешно функционировал киоск, где можно было купить воздухоплавательные сувениры, журналы и книги. В процессе знакомства с экспонентами салона редакция подружилась со многими представителями авиационной прессы, найдя обоюдный интерес в выпускаемых изданиях.

Салон был наполнен незабываемыми встречами, многие воздухоплаватели (не участники) приезжали даже из других городов. МАКС уже становится средством общения не только авиастроителей, но и воздухоплавателей. Как же приятно было встретить старых друзей!

Как всегда, активно велась подписка на журнал “Воздухоплаватель”. На стенде “АэроНаТЦ” можно было просмотреть видеокассету с новым чудесным и добрым фильмом, пронизанным тонким юмором, о прошедшей в июне встрече в Великих Луках. Пилотам — и не только им — фильм очень понравился.

Но вот и отшумел под аккомпанемент реактивных двигателей праздник в Жуковском. Как и в прежние годы, он показался слишком скоротечным — из–за насыщенности зрелища и общения. МАКС–99, последний в ХХ веке, ушел в историю.

И.Блескова

Содержание