Полет на Иссык–Куль


Впервые в мире осуществлен перелет теплового аэростата по маршруту г.Алматы–оз.Иссык–Куль через два горных хребта Северного Тянь–Шаня. За 4 часа пройдено 60 километров, высота полета до 5200 метров. “Мы убедились сами и показали другим, что такие полеты могут выполнить многие” — рассказывают пилот и штурман.


M.Litvinov

“The flight to Issyk-Kul”

For the first time in the world an overflight was made on the rout: Alma-Ata-Issyk-Kul through two mountain ranges of Tien Shan. Within four hours 60 kilometers were passed, the altitude of flight was up to 5200 meters. “We were convinced ourselves and showed to others that many could made such flights”- the pilot and the navigator tell.


Горные хребты Северного Тянь–Шаня, Заилийский и Кунгей Алатау, отделяющие Алматы от озера Иссык–Куль, расположены к югу от города и тянутся с запада на восток на 300 км, шириной по 30 км каждый, поднимаясь до 5000 м над уровнем моря (с перевалами от 3600 до 4200 метров). С севера этой горной страны расположены огромные степные равнины Казахстана. Это соседство в значительной степени определяет характер ветрового режима региона. Горный бриз — вот главный переносчик воздушных масс на высотах ниже высоты хребта. Днем в горы, ночью — с гор. Летом днем воздух прогревается до +400С и выше. Ветры от степи в горы начинаются почти сразу после восхода солнца, достигая значительной силы к полудню, и длятся до заката. Эти потоки устремляются по ущельям хребта, расположенным с севера на юг, и, как реки, перетекают перевалы.

Проживая в Алматы, я неплохо знаком с горами, опоясывающими город. Не раз я пешком ходил на Иссык–Куль, затрачивая на переход двое–трое суток. Марафонцы–бегуны преодолевают это расстояние за десять часов. А возможно ли преодолеть его на тепловом аэростате? Расчеты показали, что да, но до сих пор этого никто не делал — тем заманчивей и интересней. По своим параметрам расстояния и высоты подобная дистанция для теплового аэростата класса АХ–8 объемом 2550 м3 — это малая “кругосветка”.

Если пересечение одного горного хребта на аэростате задача сложная, но выполнимая, то преодоление двух в одном полете — уже предельная, так как переход из потоков одного хребта на другой значительно тяжелее. Сложная ветровая обстановка между хребтами (долина Чонг–Кемин) обуславливается разным нагревом склонов, наличием льда и снега, временем суток и общей метеообстановкой. Но долина Чонг–Кемин (шириной до 15 км, длиной 80 км и высотой от 2000 до 3000 м над уровнем моря) позволяет выполнять маршруты на аэростате как по высоте, так и по направлению, в поисках потоков. Посадка же там безопасна, есть хорошая дорога и возможна организация дозаправки газом.

Подготовку к перелету начали весной 1999 года. По статистическим данным о погоде региона был определен наивыгоднейший период (июль, август). Подготовлены оболочка, горелки, приборы, облегченная гондола, изготовленная из алюминиевых труб, весом 35 кг — приспособленная для размещения восьми газовых баллонов с пропан-бутановой смесью. Получены все разрешения на перелет от воздушных властей двух стран — Казахстана и Кыргызстана, — и в путь.

Экипаж состоял из двух человек. Пилот — авиаинженер Михаил Литвинов, чемпион Казахстана по воздухоплаванию. Штурман — метеоролог Рашид Хасанов, кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию.

Старт 15 августа 1999 года в 30 километрах от Алматы с высоты 1600 м над уровнем моря, температура воздуха +140С. В гондоле семь газовых баллонов и все остальное по минимуму, даже запас кислорода (который так и не понадобился). Полет проходил спокойно в потоке ущелья, но снег, выпавший накануне, значительно изменил обстановку. Поток был очень тонкий по высоте и ослабевал с каждым километром, приходилось буквально прижиматься к земле, так как на высоте 50 м уже был другой поток — от холодного к нагретому склону поперек ущелья. Перевала (3617 метров) достигли через два часа, а это всего лишь треть пути. Пока мы карабкались за него, на втором хребте пошла мощная кучевая облачность и закрыла проходы. Досадно, но на Иссык–Куль не пройти. Садиться в Чонг–Кемине? А что, если уйти обратно? Поднявшись на высоту 4200 метров, вошли в поток, отходящий от гор в сторону Алматы, и за два с половиной часа долетели до района старта. Снижение и посадка...

Итоги полета: пройдена половина дороги до Иссык–Куля, общее же расстояние более 60 километров, время в пути — четыре часа сорок пять минут. Мы поняли, что перелет за два хребта возможен.

И вот 21 августа 1999 года. Снова старт. Место то же, только условия изменились. Температура +240С, снега нет. Стремление идти до победы. До седловины первого перевала дошли за час. Сложности возникли между хребтами, но 2 часа слаженной работы штурмана–метеоролога и пилота — и мы в мощном потоке на пути ко второму хребту, высота которого в этом районе 4760 метров. Чтобы пройти его и облака, образовавшиеся над ледниками, пришлось забраться на 5200 метров. За бортом +40С, но нам не холодно. Скорость полета хорошая, облака прошли, внизу видны следы людей и огромное голубое озеро — цель нашего полета. Настроение — не передать. Восторг! Мы достигли цели, и мы — первые! Посадка в двух километрах от иссык–кульской воды у поселка Чарпыкты. Здесь аэростат никогда никто не видел, и собралось много народу. Люди говорили, что увидели нас над горами и думали, что это НЛО.

Итоги полета: впервые в мире осуществлен перелет г.Алматы–оз.Иссык–Куль через два горных хребта Северного Тянь–Шаня. За 4 часа пройдено 60 километров, высота полета доходила до 5200 метров. Мы убедились сами и показали другим, что такие полеты у нас смогут выполнить многие пилоты, желающие испытать себя и посмотреть один из красивейших уголков нашей страны, а с использованием опыта наших полетов это можно сделать безопасно и со стопроцентным результатом.

М.Литвинов

Вернуться