Прыжки с парашютом с тепловых аэростатов

Павел Холод — инструктор парашютно-десантной подготовки.


Пилот из Сыктывкара делится практическим опытом в области выполнения прыжков с парашютом с тепловых аэростатов. “Безопасность — прежде всего!”, пишет он.


P.Kholod

“Parachute Jumping from Hot Air Balloons”

A pilot from Syktyvkar shares his experience of parachute jumping from hot air balloons. He writes: “A safety is above all”.


Павел Холод

Мой приход в данный вид воздухоплавания (аэростатические летательные аппараты) нельзя назвать случайным. Работаю в Сыктывкарском Авиаспортклубе РОСТО (бывший ДОСААФ) инструктором парашютно–десантной подготовки, готовлю молодежь к неповторимой встрече с пятым океаном. Помогаю мальчишкам и девчонкам испытать себя, впервые столкнувшись с воздушной стихией, сделать такой трудный, но необходимый первый шаг в небо и открыть для себя прелесть падения с высоты когда дух захватывает, и свист в ушах, эмоции выходят из–под контроля, и страх за себя, за свою жизнь овладевает всем телом. “Быстрее дернуть за кольцо парашюта, быстрее спастись, иначе конец!” Небольшой рывок — и ты висишь под куполом парашюта. О боже, какая красота перед глазами! Какой простор! И не объять все взором до горизонта, и грудь наполняется новым чистым воздухом, насыщенным гордостью за себя (за свой первый подвиг), и любовью к этому упругому и необъятному пространству, окружающему тебя со всех сторон. “Небо! Я люблю тебя, небо!”

И жизнь прекрасна, и все кажется по плечу, и хочется испытывать это чувство снова и снова. Первая высота покорена, хотя и летишь вниз. Каждый, кто хоть раз испытал это чувство, помнит его всю жизнь.

Сейчас наступили времена, когда все труднее подниматься в небо. Перебои с авиатопливом, необходимым для самолетов, подкинули в общем–то не новую идею общения с воздушной стихией — прыгать с парашютом с аэростатов. Как раз появилась информация о них в журнале “Парашютист”. Обсудив эту идею с группой спортсменов авиаспортклуба и получив одобрение, решили скинуться, кто сколько сможет. Затем стали искать, где можно купить тепловой аэростат и выучиться на пилота. Выяснив все это, немного расстроились: собранных денег на аэростат явно не хватало. Стали искать спонсора. Долгими были поиски, много было и разочарований. Но в результате откликнулся управляющий СФКБ “Петровский” Михаил Юрьевич Побкерий, который открыл для нас денежный кредит в банке под залог будущего аэростата. Банкиру понравилось, что не перевелись еще люди, окрыленные мечтой, готовые пожертвовать свои, иногда последние, деньги для ее осуществления.

Первые шаги навстречу мечте были сделаны. Теперь дело оставалось за пилотом. Надо добавить, что неоценимую помощь в приобретении аэростата и обучении на пилота оказал мой наставник, пилот–инструктор Валера Латыпов. Без его участия, я думаю, мечтам многих воздухоплавателей не суждено было бы сбыться. Я поехал на семинар судей–наблюдателей (обсерверов), проводившийся накануне 2–го чемпионата России по воздухоплаванию в Великих Луках, где прошел стажировку и совершил первый полет на тепловом аэростате. В очередной раз я открывал для себя мир парения и плавания в воздухе, но другой, совершенно новый (без скорости), как бы замедленный, позволяющий в полном объеме успеть насладиться и налюбоваться несказанной красотой, окружающей тебя. Я впитывал в себя, как губка, новые краски, запахи и ощущения. Выбор дальнейшей своей спортивной деятельности был сделан окончательно.

Наши климатические условия не совсем благоприятствуют полетам (кругом леса и болота), но желание летать все же сильнее, да и используем мы аэростат в первую очередь для прыжков с парашютом. В настоящее время у нас работает секция воздухоплавания при Центре детского и юношеского творчества “Интерес”. Здесь школьники овладевают навыками обращения с аэростатом, изучают историю воздухоплавания. В планах — прыжки не только с традиционно используемых для этого летательных аппаратов, но и с теплового аэростата. Между прочим, это гораздо интересней, чем с самолета или вертолета, и привлекает к себе все больше поклонников парашютизма не только необычностью ощущений, но и новыми возможностями использования аэростата в соревнованиях с участием парашютистов. Это дало бы возможность двум видам спорта помогать друг другу развиваться и выживать в трудных условиях. Ведь ни для кого не секрет, что в наше время резко сократилось количество аэроспортклубов в России, а те, что остались, работают от случая к случаю, особенно те, что находятся в глубинке. Содержать авиационную технику, требующую больших затрат, при скудном финансировании стало невыгодно, и вот здесь газовые аэростаты на привязи могли бы помочь справиться с проблемой.

Для подъема аэростата не нужны аэродромы и дополнительные технические службы, необходимые для самолетов. Это существенно сокращает затраты на его содержание и использование для прыжков с парашютом. Я думаю, что со временем кружки и секции в небольших городах и селеньях выберут именно этот способ доставки на высоту за неимением лучшего. Но это тема для следующего разговора.

Мне хотелось бы поговорить о другом: как производить выброску парашютистов с теплового аэростата, максимально обезопасив его и экипаж от возникающих при этом перегрузок.

В техническом руководстве по эксплуатации теплового аэростата допущен пробел в использовании его для выброски парашютистов и способе полета для этих целей. Хотелось бы надеяться, что данная статья, хотя бы в некоторой степени, поможет дополнить эту информацию и избежать в будущем трагедий, подобных случившейся в Санкт–Петербурге в 1998 г.

Вот несколько рекомендаций пилотам, которые необходимо соблюдать при полетах на выброску парашютистов.

Во–первых, нужно подготовить саму корзину. Оборудовать ее выкидной подножкой (можно двумя, с разных сторон), на которую будет выбираться парашютист перед прыжком. Это даст ему возможность более качественно отделиться по вашей команде, а вам — проверить его экипировку и снаряжение, да и в корзине будет больше места.

При посадке в корзину парашютисты должны быть полностью экипированы и готовы к прыжку. В воздухе на это не останется ни времени, ни места.

Обязательно пристегнуть карабины от вытяжных веревок парашютов, если таковые имеются, за раму горелок или стартовую уздечку.

При загрузке корзины следует учитывать вес парашютов. Системы российского производства (основной и запасной купол вместе) весят не более 25 кг, импортные — не более 15.

Вы должны знать, что начинающим парашютистам можно прыгать при силе ветра до 5 м/с, опытным — до 8 м/с, поэтому совершать прыжки и летать в более сильный ветер небезопасно (хотя существуют парашютные системы, которые позволяют прыгать и при более сильном ветре).

Высота отделения должна быть не ниже 500 метров. Высота раскрытия парашюта — не ниже 400. Это международные требования безопасности.

Каждый парашютист должен иметь при себе лицензию, в которой указана степень его подготовки, а парашюты — паспорта с записью техосмотра. Убедитесь, что системы уложены самими парашютистами (укладка действительна в течение месяца). Не идите на поводу у авантюристов! Можете взять с совершающих прыжки расписку в том, что они не имеют к вам претензий — но, в любом случае, на ВАС лежит вся полнота ответственности за прохождение полета и прыжков, как на командире. Для собственной безопасности, при выброске трех и более парашютистов, пилоту желательно также иметь подвесную систему с запасным парашютом.

Cделав предварительный расчет полета по имеющимся метеорологическим и ветровым данным, определите по карте точки ожидания или подбора парашютистов командой сопровождения, наличие ЛЭП по маршруту. Обязательно запишите общий телефон для экстренной связи, ознакомьте с ним парашютистов.

С места старта желательно запустить шар-зонд, наполненный гелием, для уточнения вашего предполагаемого направления полета.

На 1000 метров тепловой аэростат поднимается за 4 минуты, на 5–6 минуте уходят парашютисты (поочередно или вместе, на ваше усмотрение, но обязательно по вашей команде) на фазе снижения из расчета на одного человека 1 м/с снижения, двоих — 2 м/с и т.д. Выброска всегда производится до площадки приземления парашютистов.

Отделяться от корзины можно любым удобным для парашютиста способом, но, чтобы избежать завала на спину, лучше всего отделяться боком к корзине с подножки, слегка подпрыгнув вверх и раскинув ноги и руки. Тело должно принять вертикальное положение с прогнутой спиной и поднятой вверх головой.

После отделения парашютистов аэростат пойдет вверх, но это будет плавно, мягко, без критических нагрузок для оболочки. Сделав подскок, можно переводить аэростат на снижение и искать удобную площадку для посадки и подбора новой партии прыгающих.

Время полета составит примерно 15–20 минут.

Хотелось бы надеяться, что вышеизложенные рекомендации дадут вам некоторое представление о том, как производить полеты с выброской парашютистов, оградив себя от непредвиденных осложнений, вызванных неосведомленностью в данном вопросе. Они не претендуют на истину в последней инстанции и не являются инструкцией. Хотелось бы услышать предложения и советы других воздухоплавателей, узнать об их личном опыте.

Общими усилиями возможно избежать ЧП в воздухе!

Чистого неба всем и удачных полетов!

П.Холод

Вернуться