Сергей Воинов — “аэродромный ребенок”, мечтающий пощупать облака


Кто хоть раз поднялся в небо — не расстанется с ним никогда. Если впервые шагнул в люк с парашютом за плечами в четырнадцать лет — отравлен на всю жизнь. Сергей Воинов провел все детство на аэродромах, потом стал летчиком... Последняя любовь — тепловые аэростаты. Чем хорош аэростат? Можно потрогать облака. “Висишь, как паучок на ниточке, и отдыхаешь”.


“Sergei Voinov, an “airdrome child”, dreaming to touch clouds”

The one who got up to the sky at least once will never leave it. If you stepped into the hatch with parachute behind your shoulders when you are fourteen for the first time you are “poisoned” for the rest of the life. Serge Voinov spent his childhood at airdromes then he become an aviator. His latest love is hot air balloons. What is good in the balloon? It is possible to touch clouds. “You are hanging as a spider on a thread and having rest”.


Нас звали “аэродромные дети”. У меня отец — военный, всю жизнь провел на аэродроме. Его мечта стать летчиком не исполнилась, он — парашютист–инструктор парашютно–десантной службы. И я был всегда с ним на аэродроме. В 14 лет первый раз в прямом смысле шагнул в небо: прыгнул с парашютом. В те времена разрешалось прыгать только с 16 лет, не так как сейчас: за деньги кого хочешь “сбросят”, а тогда все подпольно было. Потом всю жизнь мотались по военным городкам, с детства шла подготовка к авиации.

Отец подсказал мне, куда подавать документы, чтобы попасть в дальнюю авиацию. Так я оказался в Тамбовском училище. Учился, учился, учился, Союз развалился, стратегия никому не нужна, весь полк летает на одном самолете, налета нет, год за два не идет. Я уволился. Пришел на гражданку. Кому нужен летчик? Да никому. Получил гражданскую специальность: инженер–электронщик, поскольку я еще электроникой увлекался (чтобы детям показывать диплом и говорить, какой у них папа умный).

В это время в Алма–Ате начали летать на тепловых аэростатах. Появилась одна воздухоплавательная “контора”, другая. Не смог я без пятого океана, так и попал туда, к ним.

Начинал, как все, наверное: веревки таскал, мешки, корзину. Много на привязи работал, потом сам начал летать. Я работал инженером–электронщиком на крупнейшем предприятии легкой промышленности в Казахстане — ремонтировал швейные машинки... Развалилась одна “контора”, в которой я иногда подрабатывал, а аэростат остался у меня, и я тихо–мирно стал летать. Потом собрался на Чемпионат России в 1996 г. Посмотрю, думаю, что я значу в спорте. (В чемпионатах Казахстана постоянно участвовал.) Но тут Витя Загайнов сказал: “А там документы нужны”. Пошел в ДОСААФ: ребята, нужны документы. Они по старой дружбе дали. Так я стал лицензированным пилотом. А сейчас только этим и живу. Это мое увлечение, и моя работа, и мое призвание.

— Когда ты совершил первый самостоятельный полет?

— Первый раз (в качестве командира теплового аэростата) — в 1991 или начале 1992 года... Весна, г.Узун–Агач, снег не сошел еще, полетели, назад–вперед, назад–вперед, час, второй, третий, хоть какую высоту ни набирай, никуда нельзя уйти. Стартовали в ямке–котловине. Скучно стало, сели на дорогу, прямо среди машин.

— На каких аэростатах ты летал?

— Один аэростат у нас был импортный, остальные — отечественные. В чемпионатах Казахстана, которые начали проводиться с 1991 г., я летал на всех, кроме первого. Тогда был полный бардак: ничего не спрашивали, не надо было регистрировать воздушное судно, не нужен был сертификат эксплуатанта и т.д. Все мы бывшие военные, все друг дружку знают, отец оттуда же — тоже на аэростате летал, когда вышел на пенсию. Все друзья–товарищи — что ж не помочь–то? Т.е., конечно, мы давали заявки в зональный центр, но действовали только через военных.

— Сейчас ты участвуешь в алма–атинских соревнованиях?

— А их нет...

— Когда же они закончились?

— А я уехал три года назад, и они кончились.

— Т.е., организовывал их ты?

— Нет, не я. Просто постепенно количество участников все уменьшалось. На первом чемпионате было 13 аэростатов, на втором —7, на третьем — 5, на четвертом — 4.

— На что похож полет на аэростате?

—Тепловой аэростат сопоставить с чем–либо сложно. Это воздушное судно отдано стихии на 100%. Поэтому не знать стихию нежелательно. Я думаю, у нас аэростаты падали, скорее всего, из–за этого. Надо всегда знать, что тебя ждет. Я начинал летать и много летал в предгорьях, а в горах это сложнее, чем здесь. Где–то что–то сам знал, авиация мне много дала, где–то своим умом доходил. Есть хорошая фраза у Камерона: “Мужество пилота аэростата заключается в том, чтобы не лететь сломя голову, а отказаться от полета”. А сравнивать невозможно. Например, взять самолет. У нас в училище поговорка была: “Зачем Мигу–21 крылья?” — “Чтобы курсант не думал, что он на ракете”. Сидишь, рев вокруг тебя, все мелькает, и ты управляешь всем, пока техника не откажет. А аэростат? Да если и откажет — ничего страшного. Аэростат в свободном падении будет “уходить” вниз —

4-5 м/сек. Для сравнения: парашютисты–спортсмены развивают в снижении до 8 м/сек.

Чем аэростат хорош? Можно облака “пощупать”. Правда, их на самом деле не пощупаешь, туман один. Но это невозможно ни на одном другом воздушном судне. А вообще прелесть аэростатов в том, что на всех воздушных судах есть динамика, а на аэростате при хорошей погоде — никакой. Висишь, как паучок на ниточке, и отдыхаешь.

Вернуться