УРОКИ ПОЛЕТА НАД БАЛТИЙСКИМ МОРЕМ ЗОВУТ К НОВЫМ ИСПЫТАНИЯМ


E.Ganusaucas

“The Lessons Of The Flight Above The Baltic Sea Call To New Tests”

The Lithuanian pilot Gintaras Surkus occupied the third place in the World Championship'99, went to this result a lot of time. When he was mad about ballooning he created Balloon Club. In 1989 on his initiative the first Balloon Holiday was held in Vilnius. In 1995 he made flight through the Baltic sea. In the near future G.Surkus plans to carry out the International Hot Air Balloon Competitions above the Baltic sea.


Г.Шуркус и В.Махнорылов

Литовские воздухоплаватели участвуют в чемпионатах Европы и мира уже десять лет. Однако до прошлого года им никогда не удавалось добраться и до середины турнирной таблицы.

На Чемпионате мира-99 в Австрии состязались 90 пилотов из 32 стран. Кроме Г.Шуркуса, завоевавшего бронзовую медаль, высокое 14–е место занял Валерий Махнорылов, капитан “Боинга 737” авиакомпании “Литовские авиалинии”, в прошлом известный парашютист. Третий член команды Литвы, Ромас Микелевичюс, занял 56–е место. Тем не менее, в неофициальном командном зачете по результатам двух участников литовцы заняли второе место. Неожиданный для многих успех литовских пилотов был тепло принят публикой Бад Вальтерсдорфа. Их поздравляли как чемпионов, хотя титул лучшего воздухоплавателя планеты достался американцу Биллу Аррасу, а вице–чемпионом стал известный пилот из Германии Уве Шнайдер.

Из–за сложных метеоусловий пилоты могли выполнить только десять упражнений. Лидер литовской команды Г.Шуркус с каждым полетом улучшал свое положение в турнирной таблице, поднявшись с 29–го на почетное

3–е место. В заключительном полете, включавшем два задания, Г.Шуркус по количеству очков обогнал всех участников чемпионата. —Хотелось доказать, что наша подготовка позволяет успешно состязаться со знаменитыми соперниками, — говорил Гинтарас после соревнований.

* * *

Полеты на тепловом аэростате Г.Шуркус освоил в 1989 году в Польше, и с тех пор он возглавляет воздухоплавательное движение в Литве.

В мае того же 1989 года по его инициативе в Вильнюсе состоялся первый, по красочности и масштабам до сих пор не превзойденный, праздник воздухоплавателей на тепловых аэростатах. В нем участвовали 35 пилотов из 16–ти стран. Такое количество аэростатов одновременно в небе Литва больше не наблюдала. Успех начинания превзошел самые смелые ожидания, а эхо его докатилось до Рязани и Ленинграда, где на следующий год в мае состоялись первые праздники воздухоплавателей в России.

* * *

Из–за увлечения аэростатами Гинтарас отказался от карьеры врача и жизни в большом городе. В красивой местности Нямунайтис (на юге Литвы) он создал клуб воздухоплавателей и сам обосновался в селе на берегу Нямунаса. Начав летать, Гинтарас сразу понял, что само летание, очаровавшее публику, не должно затмить спортивных амбиций. Такая позиция неоднократно помогала ему стать победителем или призером на чемпионатах Литвы и других соревнованиях.

Два года назад Гинтарас впервые организовал “Большие гонки” на тепловых аэростатах. Цель этих соревнований — за ограниченное время в три этапа пролететь как можно большее расстояние. Почти все участвовавшие экипажи преодолели расстояние в 150–200 км. Участники гонок в один голос признали их самыми интересными соревнованиями года.

* * *

Наиболее ярким событием в воздухоплавании Литвы является исторический перелет Г.Шуркуса и В.Махнорылова через Балтийское море 27 сентября 1995 года. Этим полетом Г.Шуркус хотел почтить память двоюродного брата Гинтараса, Паулениса, в 1993 году дважды пересекшего Балтийское море на весельной лодке. Без паруса и двигателя бесстрашный путешественник достиг границ Швеции, но, возвращаясь, погиб у родных берегов.

Для покорения Балтийского моря Г.Шуркус, как и его двоюродный брат, выбрал не самое лучшее средство (тепловой аэростат, объемом в 3400 м3 является таким же ненадежным и хрупким, как и лодка путешественника–одиночки).

Обрести опыт дальних полетов, тем паче над морем, пилоты практически не имели возможности. Правда, несколько лет назад Гинтарас встречался с австрийским пилотом Иваном Трифоновым, имевшим осенью 1989 года неудачную попытку перелета на подобном аэростате из Испании в Африку.

Через несколько часов после старта из Малаги пилот был уже вблизи берегов Африки. Однако изменившийся ветер понес тепловой аэростат вдоль побережья. Осознавая неизбежность посадки на море, пилот по аварийной связи стал звать на помощь другие суда. И.Трифонов не смог пролететь по прямой 200 километров, отделявших его от побережья Марокко, а литовским пилотам предстояло преодолеть более широкое (на треть) Балтийское море.

Даже приблизительные расчеты показывали, что перелет возможен только при очень благоприятных обстоятельствах, если, конечно, удастся ими воспользоваться. На высоте одного или четырех километров надо было нащупать очень сильный ветер, к тому же нужного направления.

Однако подходящий для маршрута ветер, когда наконец пилоты его дождались, бушевал и у земли. Именно это стало основным препятствием при подготовке перегруженного аэростата к старту.

Во время тренировок в Швеции в тихую погоду купол нагревали до такой степени, что аэростат с двумя пилотами, полной экипировкой и 16–ю баллонами сжиженного нефтяного газа прямо–таки “просился” в воздух. При этом температура воздуха в оболочке не доходила до критической черты, и в целом пилоты были довольны результатами тренировок. Однако совершенно иные условия сложились в ночь на 27 сентября, когда мощный ветер, три недели испытывавший терпение пилотов, наконец подул в нужную сторону. Но он был настолько силен, что здравый смысл почти не позволял рассчитывать на удачный полет. Начав нагревать воздух в оболочке, пилоты поняли, что предвидеть удалось далеко не все. Перевалив через сосны, взвихренный ветер прижимался к земле, придавливая к ней тщетно надуваемую, сплющенную оболочку теплового аэростата. Волны ветра выдували из оболочки нагретый воздух, а его место тут же занимала новая порция холодного.

Во время тренировок оболочку удавалось нагревать до нужной температуры, израсходовав 30–35 литров сжиженного газа. Теперь же оболочка аэростата нагревалась так медленно, что пилоты были вынуждены сжигать газ, предназначенный для полета. Вскоре случилось неожиданное: прибор измерения температуры внутри оболочки показывал еще далеко не ту температуру, при которой можно было бы взлететь, но подхваченный мощным порывом аэростат метнулся вверх. Не удержав гондолу, отскочили ребята из наземной команды. Аэростат сдвинул с места автомобиль с прицепом, пока, натянувшись, не оборвалась страховочная веревка. Ее затвор с силой ударил Махнорылова по руке. Пилоты теперь могли только молить Бога, чтобы огонь горелок наполнил оболочку горячим воздухом быстрее, чем выдохнется шквал и аэростат ударится о землю.

Оставшиеся внизу люди с ужасом наблюдали, как резво рванувший вверх аэростат вдруг будто отяжелел, а потом стал неудержимо, как казалось, проваливаться вниз. Все–таки пилотам удалось избежать удара о камни побережья. Безостановочным нагреванием двумя горелками воздуха внутри оболочки аэростата удалось удержать аппарат в воздухе, и аэростат вновь поднялся, уплывая в сторону моря.

Вскоре стало светлеть. Перед глазами простирались воды Балтийского моря. Более 300 километров отделяло смельчаков от родного берега. Отходя после перипетий старта и пережитой опасности, пилоты наконец облегченно вздохнули. Теперь многое зависело от мастерства: перегруженный аэростат нужно было удерживать на высоте оптимального ветра.

Готовясь к полету, пилоты не жалели времени на тренировки по аварийному приводнению в море. Сжавшись в тесной гондоле, они помогали друг другу надеть гидрокостюмы, окунались в них в воду, учились забираться в спасательные лодки, а также опробовали разные варианты аварийной радиосвязи.

Когда середина моря осталась позади, сила ветра и почти идеальное его направление как будто предвещали благополучное окончание этого приключения. За семь часов пролетев 320 километров, пилоты приземлились на территории Латвии, неподалеку от границы Литвы.

Позже Гинтарас скажет, что перелететь Балтийское море им помогло благоразумие, удержавшее их от старта при сомнительной погоде, и терпение, с которым они дождались единственного дня, когда полет стал возможен.

В ближайшем будущем Г.Шуркус планирует провести международные соревнования на тепловых аэростатах над Балтийским морем. По его мнению, число участников (из соображений безопасности) следовало бы ограничить пятью экипажами. Обязанности директора соревнований согласился взять на себя один из мировых авторитетов воздухоплавания, британец Дон Камерон, в 1993 году участвовавший в единственных пока гонках над Атлантикой и занявший 2–е место.

Г.Шуркус думает, что всем участникам будущих соревнований удастся стартовать, а благополучно взлетевшим — достичь другого берега. Но он уверен, что опыт, накопленный во время первого полета, обязательно пригодится всем участникам. Главное в подобных соревнованиях — это чтобы в экстремальных ситуациях пилоты не растерялись, а спасательные службы оказались бы на высоте.

Бронзовую медаль Чемпионата мира Г.Шуркусу вручал Бертран Пиккар, первый пилот, облетевший Землю на аэростате. Ставший уже легендой воздухоплаватель сказал, что, несмотря на загруженность, все–таки по возможности он поддержал бы соревнования над Балтийским морем.

Э.Ганусаукас

Вернуться