Содержание
Перед стартом  

НАУКИ РАДИ,

ВОКРУГ СВЕТА И ДАЛЕЕ

Эмблема

 

Если раньше воздухоплавание и авиация вносили свой вклад в создание космонавтики, то сейчас перспективы научного воздухоплавания во многом зависят от сотрудничества с ней и успешного использования ее достижений. Ныне существует проект создания дирижаблей HALE, способных выполнять длительный автономный полет на высоте около 20 км. Задачи его — дистанционное зондирование, изучение атмосферы, астрономии, региональная связь и многое другое.

Здесь уходил Наполеон

D.Shifrin
«For The Sake Of Science, Round The World And Further»
If earlier ballooning and aviation made contribution to the creation of the astronautics, now perspectives of scientific ballooning depend on co-operation with it and successful utilization its achievements. Now the project HALE of creation of airships (could make a long autonomous flight at the altitude about 20 km) exists. The tasks of this project are distance sounding, learning of atmosphere, astronomy, regional connection and many others
.

Остановить науку невозможно; остановить аэростат — ну, просто взять и остановить, — также нельзя. И не совсем корректным, может быть, будет ниже высказанное определение — но научным, вероятно, можно считать и то воздухоплавание, которое работает на развитие науки, и то, которое использует достижения науки. С этой точки зрения интересно все, что развивается благодаря воздухоплаванию — равно как и то, благодаря чему развивается оно само. Воздухоплавание и атмосферные исследования исторически тесно связаны. И прошедшая зима 2000 г. не явилась исключением. Две крупные научные программы одновременно использовали достижения современного воздухоплавания; оба эксперимента были направлены на исследование состояния озонового слоя. Это европейская программа

THESEO/2000 (3–й Европейский стратосферный озонный эксперимент) и комплексный эксперимент SOLVE, проводимый Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства США. Российские специалисты (Центральная аэрологическая обсерватория — ЦАО) непосредственно участвовали в программе THESEO и оказывали содействие специалистам NASA при планировании полета аэростата с возможностью приземления на территории России. В общей сложности, 18 автоматических аэростатов с различной научной аппаратурой совершили полеты по программе

THESEO/2000 и 4 аэростата с аппаратурой массой до 1200 кг — по программе SOLVE. И если европейские ученые в арктическом регионе за последнее десятилетие осуществили уже несколько крупных международных экспериментов, то проведение комплексной программы исследований (самолетные и аэростатные измерения) в европейской части Арктики специалистами NASA выполнено впервые.

Причин пришествия NASA в Европу несколько: региональные особенности изменений в озоновом слое в зимнее время; необходимость подготовки к проведению валидации (контроля, проверки, калибровки) данных космического прибора SAGE, готовящегося для полета в ближайшем будущем в составе российского спутника «Метеор–3» с российского космодрома; и конечно, наличие в заполярной шведской Кируне научного центра ESRANGE — вероятно, лучшего сегодня в мире северного полигона для подготовки и проведения аэростатных и ракетных научных исследований, и самолетного ангара Arena Arctica, вмещающего одновременно несколько самолетов–лабораторий и обеспечивающего все необходимые комфортные условия в любую северную стужу.

В подобных комплексных программах принимают участие ведущие научные группы мира, и для аэростатных исследований используется уникальная измерительная аппаратура. Создание ее требует немалых сил, материальная и тем более моральная стоимость весьма высоки. Поэтому аэростатные эксперименты проводятся с использованием достаточно проверенных систем, прошедших все необходимые испытания и обеспечивающих высокую надежность проведения полета по планируемой программе. Из наиболее интересных, с точки зрения интересующихся воздухоплаванием людей, полетов прошедшей зимы следует отметить 18–тидневный полет долгодрейфующего аэростата с комплексом измерительной аппаратуры ученых 4–х стран, включая прибор, созданный специалистами ЦАО. О конструкции и особенностях такого типа аэростатов в журнале «Воздухоплаватель» (N№ 3, 1998 г.) рассказывалось ранее.

Чтобы получить представление о возможностях и пользе такого научного воздухоплавания, достаточно взглянуть на траекторию полета и при этом помнить, что проходил он в течение 18–ти суток в диапазоне высот от 35 до 16 км, и информация об исследуемых параметрах периодически поступала по каналам спутниковой системы ARGOS. После почти трехнедельного полета и четырех витков вокруг Земли аппаратура приземлилась в Белоруссии, почти в том самом месте, где наполеоновские войска форсировали Березину, в которой Наполеон утопил свою карету и много других полезных предметов, возвращаясь из российского похода. Трудно было не запечатлеть у памятника, свидетельствующего о славных страницах российской и белорусской истории, аппаратуру, прилетевшую сюда на французском аэростате — и белорусских ребят, благодаря четкому и умелому содействию которых уникальные приборы были спасены от пытливых рук местных жителей, нашедших ее чуть ранее нас. Естественно, вручая аппаратуру французским друзьям–коллегам, мы любезно подарили им на память фотографии приборов на фоне этого монумента.

Конечно, не все полеты аэростатов в упомянутых кампаниях были столь экзотичны, но каждый полет укладывал еще один «кирпичик» в двухсотлетнее здание научного воздухоплавания. Довольно символично и полезно сегодня и то, что если не столь уж давно воздухоплавание и авиация вносили свой вклад в создание космонавтики, то сейчас перспективы научного воздухоплавания во многом зависят от сотрудничества с ней и успешного использования ее достижений. Так, почти все планируемые крупные аэростатные научные программы одной из основных целей имеют валидацию спутниковых приборов различного назначения, а проекты создания новых воздухоплавательных средств практически невозможны без использования достижений космических технологий. В качестве свидетельства сказанного можно закончить следующей информацией («France–Espace», DERSI, N 5).

«Службы Европейского космического агентства при поддержке компаний DaimlerChrysler Aerospace (Германия), Lindstrand Balloons Ltd. (Великобритания), а также технического университета Delfta (Нидерланды) провели предварительное изучение проекта создания дирижаблей HALE, способных выполнять длительный автономный полет на высоте около 20 км. Продолжительность полета таких аппаратов, способных решать задачи дистанционного зондирования, изучения атмосферы, астрономии, предоставления услуг региональной связи, может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Интерес, проявленный Европейским космическим агентством к дирижаблям HALE, объясняется возможностью использования при их создании большого количества разработок, применяемых в настоящее время в космической технике. Работа над подобными проектами уже ведется в США и Японии».

Вспоминаете начало текста? Так вот, дирижабль остановить можно. И полет подобного дирижабля, и его остановка станут еще одним очередным шагом в развитии воздухоплавания и науки.
Д.Шифрин