Леонид Качев: «Бизнес существует для меня только как средство поддержания спорта».
Содержание

Каждый пилот приходит в воздухоплавание по–своему. Для Леонида Качева, например, оно началось с новогодней открытки и телеграммы с неожиданным приглашением в школу пилотов. А еще Леонид занимается с детьми в клубе «Искатель», поднимая в воздух модели аэростатов из полиэтилена — с ними даже можно проводить «настоящие» соревнования.


 

Л.Качев

Leonid Kachev: «I Consider A Business Is Only A Way Of Backing Of Sports »
Each pilot comes in ballooning in own way. For Leonid Kachev, for example, it began from a New Year's card and telegram with the unexpected invitation to school of the pilots. And still Leonid is engaged with children in the club «Searcher». They lift models of balloons from polyethylene in the air and sometimes carry out «real» competitions with them.

Другие пилоты


—Как и когда для Вас началось воздухоплавание? Где Вы учились пилотированию?

—Воздухоплавание для меня началось в августе 1988 г., когда мне в руки попал журнал «Смена», и я впервые прочитал статью о Римвидасе Мацюлявичусе — пилоте теплового аэростата. Мои коллеги по работе часто ездили в командировки в Литву. Я попросил их разыскать адрес литовского общества воздухоплавателей, написал Римасу о своей радости и удивлении, что в нашей стране — наконец–то! — появились тепловые аэростаты. Ответа никакого не последовало. И вдруг на Новый год я получил красивую открытку, на которой был нарисован аэростат, а внутри, на вкладыше, золотыми буквами — поздравление с Новым годом... и пожелание попутного ветра! В конце февраля неожиданно пришла телеграмма из Литвы, из которой явствовало, что мне необходимо приехать через неделю в Вильнюс для обучения в школе пилотов (!). Я был приятно ошарашен. Срочно ответил, что приеду, и затем стал бегать по друзьям–коллегам в поисках денег на оформление командировки и т.д. — в ДОСААФ, райком, — мол, открываем новое направление авиационного спорта, необходимо пройти обучение. Председатель областного комитета ДОСААФ генерал Безбоков, бывший летчик, Герой Советского Союза, меня сильно поддержал и помог.

Приехав в школу, я познакомился с Леонидом Павловичем Заруцким (Калуга), Юрием Степановичем Бойко (Москва), Владимиром Николаевичем Березой (Свердловск), Константином Владимировичем Листратенко (Киев), Виктором Васильевичем Негай (Львов) — теми, кто смог тогда откликнуться на приглашение. Остальные курсанты — пилоты и авиационные работники Литовского Управления Гражданской Авиации, а также Ляонас Семнишка, Ромас Баканаускас, Сабина и другие. Школа называлась «Литуаника», занятия проводились в вильнюсском учебно–тренировочном центре. Спонсором выступала «Пепси–кола». Мы прошли интенсивное теоретическое обучение и познакомились с тепловым аэростатом «Литва». Конструкцию, правила эксплуатации и обслуживания аэростатический воздушных судов преподавали чехи, Павел Кунеш и Алеш Кубичек, известный конструктор аэростатов. Аэростатику и механику полета — Ержи Чернявских, старший тренер сборной Польши. Остальные дисциплины вели сотрудники школы. Помню, Ержи «лепил» нам всем тройки, мы пересдавали, т.к. в авиации тройки иметь нельзя. Показали нам, как осуществлять подъемы на привязном аэростате. На этом первый этап обучения закончился. Все пролетело так быстро, что уже 8 марта я поздравлял дома своих женщин.

"Потом от Римаса пришло приглашение на практику. Она совпадала с первым фестивалем воздухоплавания в СССР — «International Air Balloons Festival Vilnius`89», проходившим с 26 по 29 мая. Под флагом Дона Камерона собралось много аэростатов. Так как мы были курсантами, то нам посчастливилось посмотреть на фестиваль «изнутри» и вдоволь позаправлять и потаскать газовые баллоны. Я их тогда «назаправлял», наверное, на всю оставшуюся жизнь. Правда, пилоты затем поняли, что лучше это делать самим, т.к. заправка — очень важный процесс. У нас появилось больше времени, и мы занялись фотосъемкой.

—В тот раз не удалось полетать?

—Почему же? Там я совершил свой ознакомительный свободный полет с командой аэростата «ТOYOTA» из Голландии. Незабываемый, фантастический полет! До сих пор его помню.

Когда я вернулся в Иркутск, то встал вопрос, где добыть деньги на аэростат. У меня был тогда дельтапланерный клуб «Гелиос» в академгородке, мы его переименовали в воздухоплавательный. Вообще, полеты на дельтапланах я считаю тоже воздухоплаванием. В то время были модны так называемые центры научно–технического творчества молодежи (НТТМ). При городском комитете комсомола я нашел группу, которая взялась за это дело. Они пообещали денежки, надо было оформить контракт. Еще во время учебы мы разговорились с Алешем Кубичком. Я рассказывал много про наш Байкал, он предложил помочь с аэростатом — говорили о том, как можно сделать его недорогим. Я с ходу нарисовал дизайн оболочки для Иркутска — сине–бело–голубой, что означало синеву глубин, белизну снегов и голубизну небес. Красивый аэростат получился.

Снова получил телеграмму от Римаса: приглашение в Вильнюс на первое спортивное мероприятие — «Lituanika & Gordon Bennett Balloon Race», где он выступал в роли директора. Полеты проводились в Тракае. Я впервые увидел, что из себя представляют подобные соревнования. Было два аэростата из Чехословакии — приехали Иван и Алеш Кубичек, Павел Кунеш во главе «десанта» из Брно, с десяток аэростатов США, несколько литовских. После этого мероприятия я и Володя Береза примерно неделю проходили полетную практику под руководством Алеша и Павла, а также Римаса.

—Леня, кажется, Вы одним из первых вступили в Федерацию воздухоплавания России, не так ли?

—В декабре 1989 г. в Москве состоялась учредительная конференция Федерации воздухоплавания СССР. Я в ней участвовал, до сих пор берегу красненький мандатик. Секретарем была Жанна Вексоновна Мирзоян — обаятельнейшая женщина, которую я очень уважаю.

—Как завершилась история приобретения Вашего аэростата?

—В начале 1990 г. я поехал в Алма–Ату на научно–практическую конференцию, проводимую Всесоюзным хозрасчетным объединением «Союз воздухоплавателей СССР» (председатель ВХО — А. Погуляев). Там были Ромас Баканаускас, Геннадий Опарин с аэростатами. Я познакомился с Геннадием Вербой, Давидом Шифриным, Станиславом Федоровым. Обсуждали, как дальше развиваться, на чем летать. Когда я вернулся в Иркутск после второго вояжа, пришел к своим спонсорам, сказал, что проект готов, надо его реализовывать. Они оказались людьми очень активными: за то время, пока я договаривался, еще не получив аэростата, не ставя меня в известность, они умудрились его продать какой–то фирме в Узбекистан. Я жутко обиделся и стал искать новых спонсоров. Приехав в мае в Ленинград на фестиваль «The Open Sky of the World» (24–28 мая), я позвонил Алешу, что приеду за аэростатом и договор наш остается в силе (договор заключался в том, что Алеш строит аэростат, а я организую экспедицию из 30 человек на Байкал). После Ленинграда мы (я и еще два человека) поехали к Алешу в Брно. Оболочка была уже готова, а корзина — еще нет. На оболочке отсутствовал герб Иркутска: мой эскиз потеряли. Что делать? На память не могу нарисовать, хорошо, что нашлась в сумке какая–то наклеечка, которую мы отлепили, увеличили и затем пришили аппликацию нашего бабра (зверь такой мифический). Договор подписали, деньги уже были. Забрали аэростат. Везли через Ужгород во Львов, затем в Харьков. Из Харькова груз отправили поездом в Иркутск, сами добирались самолетом. Буквально через месяц мы сделали первые сборы с чехами. Я в Киеве (аэропорт Борисполь) встретил группу Алеша (15 человек) и привез его команду на Байкал. Погода для воздухоплавания была удачной. Летали на аэростате «Иркутск», парапланах. В нашем распоряжении были яхта и катер. После выполнения намеченной программы я отвез гостей опять в Киев и проводил домой. Осенью 1990 года на Байкале проходила Первая коммерческая парусная регата, которая стартовала в поселке Листвянка. Мне удалось немного поработать на ней. В моей большой корзине размещались корреспонденты и кинорепортеры, которые «строчили», как из пулеметов, своими камерами — снимали регату сверху. Ветер дул в сторону Байкала, мы были привязаны за фал к катеру, который тихонечко двигался и тащил нас. Обогнув эскадру, мы приводнились, а затем окропили паруса байкальской водой. Я заработал деньги и частично рассчитался со спонсорами. Таким образом, аэростат стал наполовину нашим.

К сожалению, в 1991 г. «Аэрофлот» отказался возить за рубеж иностранных граждан, поэтому вторая экспедиция на Байкал не получилась. Я прилетел в Брно: «Алеш, давай сделаем по–другому». Но в то время у них уже открыли границы, и публика «ломанулась» в Германию, Испанию, Италию... Байкал стал для них уже неинтересным. Так что наполовину наш «Иркутск» продолжает принадлежать «AVIATIK KLUB BRNO», и я готов продолжить экспедиции на Байкал.

—Какие полеты, соревнования еще запомнились?

—1991 год. Назревал чемпионат Советского Союза. Получил приглашение от Давида Шифрина, Ромаса Баканаускаса. Мы потренировались с командой и втроем отправились в Рыльск. Участие в чемпионате требовало соблюдения многих условий, одним из которых являлась страховка аэростата, пилота, а так же риска третьих лиц. У себя я обегал несколько страховых агентств, где меня просто не понимали. В конце концов, нашел отделение «АСКО», сотрудники которого не захотели «терять лицо» и составили договор. Когда приехал в Рыльск, очень удивился, узнав, что я один выполнил поставленное условие страхования.

Мы приехали с командой немного раньше. Собирались поднять аэростат, наполнили газом баллоны — а горелка только шипит, и все. Оказывается, в баллонах был почти чистый бутан, летать на нем нельзя. А через два дня — чемпионат. Что делать? Повезли бочку в Курск, вылили этот газ, залили другой.

У меня были два больших рекламных полотнища — надо же рассчитываться со спонсорами, — причем расписанные гуашью, так как все делалось в последний день. Они были страшно тяжелые, я все боялся, что не дай Бог, они намокнут — вообще станут неподъемными. Ну, конечно, так и получилось. Правда, один демонстрационный полет при хорошей погоде мы успели сделать. Чтобы соревнования были признаны состоявшимися, необходимо было сделать хотя бы три упражнения в двух полетах. Погода портилась. Организаторы торопились. Начали поднимать аэростат в сильный ветер. Одно рекламное полотнище у меня сорвало, и оно плюхнулось на нижний край оболочки. При подъеме язык пламени от горелки опалил нижний край оболочки и она стала незаметно тлеть. Уже дали команду отцепляться, я быстренько «покидал» в корзину операторов (моим спонсором была биржа «Ангарский регион»). Все на нервах: приехали только отснять материал. Дело в том, что нижнюю часть оболочки я ремонтировал, там была ткань не «NOMEX», а брезент без пропитки. Жанна Вексоновна меня предупреждала: «Леня, так нельзя. Ты хоть пописай на брезент!» Я пропустил мимо ушей. Брезент стал тлеть уже заметно... Летим, сначала одна капроновая силовая стропа лопнула, затем вторая. Подо мною — славный город Рыльск. Операторы снимают кино. Летим низко. В общем, доползли. Рекламу потом показывали по иркутскому телевидению. После этих приключений пришлось пропустить следующий полетный день — ремонтировались. Гинтарас Шуркус из Литвы победил в общем зачете, а чемпионом СССР стал Виктор Загайнов.

На этом чемпионате со мной один раз летел Н.П.Тарасенко — в качестве пассажира. Тогда мы пролетали очень близко от цели, но судейская бригада оказалась нерасторопной — не успела к тому моменту выложить крест. Поэтому, к сожалению, полет аннулировали. Но вообще, нормально отлетали тот чемпионат. По окончании пили пиво с водкой и раками (шампанского, увы, не было). Одна «четверть» до сих пор стоит у меня в холодильнике... Возвращались в Иркутск через Харьков, и там впервые подняли тепловик в ЦПКиО.

Когда СССР рухнул, то страна вдруг стала необъятной в силу фантастической стоимости билетов на самолет (по сравнению с заработной платой простых постсоветских инженеров). В Иркутске появились новые аэростаты. Иркутское авиапредприятие закупило аэростаты в Москве. Пилоты прошли обучение у поляков в Калуге. Дельтапланерным спортом я уже не занимался — только тренерской работой, а позже уже исключительно аэростатами.

—Вы представили на рецензию в Федерацию свою авторскую программу «Детское спортивное воздухоплавание», не расскажете ли подробнее, с чего все началось?

—Пять лет назад, когда началась поголовная приватизация, из помещения, которое мы занимали в Доме культуры академгородка, нас выгнали, вернее, обязали платить деньги, которых у нас не было. Клуб как таковой прекратил свое существование. Чтобы не бросать воздухоплавание, стал заниматься с детьми в клубе «Искатель».

Потихонечку начал развивать детское воздухоплавание. Проблема стояла достаточно остро: детские центры досуга практически перестали существовать. Мы начали работу с простейших моделей из бумаги. Однако после двух–трех полетов модели разрушались — рвались о деревья и т.д. Решили попробовать делать их из мешков для мусора: дешево и практично. Модель аэростата, сделанная из этого шуршащего полиэтилена (в изготовлении которого наверняка задействованы военные оборонные технологии), получается легкой и практичной. Если модель садится на дерево, дырки можно заклеить скотчем или заварить. Такая модель аэростата способна выдержать более 50 полетов.

—Это же целое направление в воздухоплавании!

—В 30–е годы в СССР в авиамоделизме было такое воздухоплавательное направление — модели монгольфьеров из папиросной бумаги, и запускали их на дальность и время. Модели изготовляли очень тщательно, соревновались по принципу мини–Гордон Беннетт. Мы стали делать модели монгольфьеров из черного полиэтилена. Нагреваем воздух в оболочке с помощью туристического примуса, аэростат поднимается на ниточке метров на 20, затем ловит излучение солнца, разогревается и не опускается: может висеть в воздухе 20–40 минут, а то и более.

—А каков размер моделей?

—Диаметр — 2 метра, объем 4–5 м3. В моей программе есть методичка, как их делать. С этой моделью можно выполнять маршрутные полеты. За ниточку потянули, набегающим потоком воздух выдавливается, аэростат начинает опускаться, разогревается солнцем — поднимается. Можно маркер сбрасывать на цели. Все современные упражнения для тепловых аэростатов, изложенные в Правилах воздухоплавательной комиссии (CIA) FAI, перекладываются для этих простейших моделей. На зимних каникулах мы провели такие соревнования. У нас есть даже спортивные наблюдатели! Команда — минимум два человека (один — на куполе, другой на горловине: разогревает) плюс наблюдатель. Мы в нашем детском клубе изучаем правила соревнований, отрабатываем их на практике, считаем очки по формуле. Но это еще не все. В Европе ежегодно организуется работа детско–юношеского воздухоплавательного лагеря. А в Азии такой практики нет. Сейчас мощно развиваются Корея, Китай; Монголия начинает летать. Я хочу сделать подобный воздухоплавательный лагерь на Байкале. Правда, газовых аэростатов нет, но можно договориться с немцами. С нашей администрацией я уже начал работать. Если удастся устроить воздухоплавательный лагерь в России, то 70% в нем будут свои, а 30% — приглашенные дети.

Меня беспокоит другое. Основной центр воздухоплавания — в Москве, Великих Луках. Катастрофа в Томске меня потрясла в смысле того, что никто не знает, что были за люди, где учились. Поэтому я очень настойчиво буду стучаться во все двери, чтобы сделать Сибирский учебно–тренировочный воздухоплавательный центр в Иркутске или Новосибирске, чтобы люди учились летать в местных условиях. Это сейчас для меня первостепенная задача. Что такое курсант? Сосуд, который надо наполнить, или факел, который надо зажечь. Ребенок — то же самое. Искорка попала, он загорится, будет знать, что такое современное спортивное воздухоплавание. Но юниорский курс надо доводить до логического конца, т.е. до выдачи свидетельства.

—В вашем регионе есть и другие пилоты, аэростаты. Что делают они?

—Воздухоплавание специфично. Аэростаты приобретают в основном в целях рекламы. Это бизнес. И он всегда на первом месте. Я традиционно занимался дельтапланерным спортом, бизнес для меня существует только как средство поддержания спорта. Поэтому люди и техника для воздухоплавания есть, но нет интереса с их стороны. Я не могу катать за деньги. Я ищу спонсора, вешаю рекламу. А детское направление очень важно, хотя бы в связи с ростом наркомании.

—Что Вы вынесли для себя из прошедшего чемпионата?

—Чемпионат — командная работа. Поэтому сейчас я использую возможность появиться хотя бы в качестве спортивного наблюдателя. Пытаюсь изучить все грани спортивного воздухоплавания. Для меня это школа, которая учит, как строить дальше свою работу. По профессии я инженер–радиомеханик, но по призванию, наверное, больше педагог.