НИЖЕГОРОДСКАЯ ФИЕСТА

Содержание

Тот, кому пришлось впервые подняться в воздух на тепловом аэростате — счастливец. Если это произошло на фиесте в Нижнем Новгороде, красивейшем русском городе — он счастлив вдвойне. Ему интересно все — и как наполняют аэростат, и что делает команда подбора, и кто пришивает рекламу на оболочку, и из чего состоит обряд посвящения в воздухоплаватели.

А.Черных С.Виноградов С.Давыдова

S.Davydova
«Fiesta in Nizhni Novgorod» That man who has climbed into the air on a hotair balloon for the first time is a lucky man. If there was at the Fiesta in Nizhni Novgorod - the beautiful Russian City - he is a lucky man twice. Everything is interesting for him: how a balloon is filling, what the pick up team is doing, who is sewing the advertising on the envelope and what a ceremony of initiation to balloonists consists from.

Ливень обрушился на Нижний Новгород прямо во время открытия 4 международной фиесты воздухоплавателей (фиеста — тусовка воздухоплавателей для души, но со спортивной программой). Правда, это было открытие для участников, почетных гостей и прессы, и состоялось оно в одном из самых шикарных заведений города — ресторане «Русский Лев», — но это не утешало, поскольку вся фиеста была еще впереди, а метеорологические прогнозы на ближайшие дни ничего хорошего не обещали (сплошное грозовое предупреждение). Так что официальное открытие на главной площади города оставалось под вопросом.

Закат

Над Волгой

Да, на поверку многое оказалось совсем не так, как я себе представляла, собираясь на фиесту. И дело даже не в организационных накладках, которых было немало. Моему романтическому воображению дилетанта представлялись десятки аэростатов, парящих над городом целый день без перерыва, ну и, конечно, я — в корзине одного из них. Этот миф развеялся почти сразу. Оказалось, что традиционно в силу многих причин полеты проводятся рано утром (подъем в 4 часа, а то и раньше) и в вечерние часы до наступления темноты, то есть всего два раза в день. Полеты делятся на спортивные (что лично для меня было открытием) — и тогда бесполезные пассажиры в корзине, мягко говоря, лишние, и показательные (тогда попасть в число пассажиров можно, но очень сложно, поскольку желающих сами понимаете сколько, и мест всего три (включая пилота), а то и два, если пассажир слишком грузный). К тому же участников прибыло гораздо меньше, чем предполагалось, поэтому мои мечты о бесконечных полетах сразу свелись к одной — полетать хотя бы раз. А теперь еще и погода пытается внести свои коррективы в мои планы! Ведь если в дождь лететь еще возможно, то сильный ветер является серьезным препятствием для полетов.

Но к вечеру следующего дня стало ясно — открытие состоится вовремя и праздник не будет сорван. Об этом «позаботился» мэр города Лебедев, как он сам признался в своем выступлении: «Приехал из Сочи и издал приказ, чтобы в Нижнем установилась такая же погода, как там». Уж не знаю, в какую канцелярию этот приказ адресовали, но на какое–то время погода действительно наладилась. Итак, праздник начался. После непродолжительной церемонии открытия, на которой представили пилотов (именно так, и никак иначе называются «водители» аэростатов), принимающих участие в фиесте, выступили мэр города, почетные гости и представители спонсоров, а также блеснули красотой нижегородские девушки, началось самое главное — подъем аэростатов.

Наконец–то жители и гости Нижнего Новгорода, которые собрались на площади Минина, увидели (многие в первый раз), как прямо на глазах бесформенные оболочки превратились в огромные красочные аэростаты и устремились ввысь, унося первых счастливых пассажиров.

Надо сказать, что я познакомилась с аэростатом незадолго до церемонии. Мне посчастливилось поработать в команде одного из самых известных пилотов, победителя двух прошлых нижегородских фиест, покорителя (в воздухоплавательном смысле) Северного полюса и Антарктиды Льва Маврина (он представляет город Рязань).

Не думайте, что команда состоит из пилота и штурмана — сам аэростат лишь видимая часть айсберга и может показаться, что он очень легкий. На самом деле и оболочка и корзина весят не так уж и мало (это не считая другого необходимого оборудования), да и сам процесс подготовки к полету требует физической (я бы даже сказала, мужской) силы.

Кроме того, аэростат кто–то должен встретить на земле и обеспечить мягкую посадку (это не всегда во власти пилота — все зависит от местности и ветра), а потому необходима команда, каждый член которой четко знает, что ему делать (особенно это важно во время соревнований, когда помощь с земли может оказаться неоценимой для пилота и принести ему победные очки). Помимо членов команды есть еще волонтеры — добровольные помощники, готовые на любую работу, лишь бы быть ближе к этому чуду, дышать одним воздухом с командой. Некоторые из них больше года безропотно помогают и ни разу не поднимаются в небо, но неизменно появляются на каждых соревнованиях, терпеливо ожидая своего часа.

Ну, как говорится — любишь кататься, люби и саночки возить. Возить саночки, то есть быть в команде сопровождения (ехать в машине, наблюдая за «своим» аэростатом, стараясь обогнать его, чтобы оказаться на месте посадки раньше, во всем помогать пилоту), в данном случае не менее интересно, чем находиться в корзине.

Да и этим обязанности членов команды не ограничиваются. Например, мое участие в подготовке заключалось в оснащении аэростата спонсорской рекламой. Тепловой аэростат уже давно считают одним из самых популярных носителей рекламы. Увидеть в небе название своей фирмы весьма престижно (тем более, что подобные мероприятия неоднократно освещаются средствами массовой информации, а значит, есть шанс «засветиться» на халяву), а потому многие предприятия не считают зазорным иметь свой аэростат. К тому же иметь в частной собственности такую дорогую игрушку, которая по цене сопоставима с яхтой, по карману далеко не всем. Ну, а если у спонсоров нет своего аэростата, значит, их реклама нашивается на другой. Вот этим–то мы и занимались добрых полдня. Не так просто нашить одну махину на другую — пришлось даже пару раз переделывать, но результат превзошел все ожидания. Когда аэростат предстал перед нами во всей красе, реклама на нем смотрелась, как влитая.

Итак, праздник начался. После того, как последний аэростат скрылся из вида, а машины сопровождения разъехались вослед своим пилотам, на площади началась дискотека, которая лично меня интересовала мало — я уже жила завтрашним днем и возможным предстоящим полетом.

Утро следующего дня началось в 4.30, а уже в 5.00 состоялся брифинг (обязательный сбор пилотов, на котором выясняется, состоится ли полет вообще — это зависит от благоприятного метеорологического прогноза, раздаются задания, маркеры — не те, которыми пишут, как вы могли подумать, а те, которые сбрасывают с аэростата в цель, и выглядят они, как грузик с ленточкой, и другой необходимый реквизит, если полет спортивный. Там же решаются и другие текущие вопросы — например, место старта для показательного полета). На брифинге выяснилось, что полет состоится, несмотря на смазанную погоду, а потому буквально через 15 минут колонна машин сопровождения выехала к Мещерскому озеру.

Здесь я хочу подробнее остановиться на процессе подъема аэростата и для начала уточню, что в фиесте принимали участие только тепловые аэростаты (есть еще газовые, а это совсем не одно и то же).

Сначала собирается корзина. Традиционно корзины аэростатов плетутся из лозы, и хотя есть удачные эксперименты с другими материалами — например, казахский пилот Михаил Литвинов летает в складной металлической корзине собственной конструкции и весьма ею доволен, — они единичны, а многолетняя практика показала, что материала более легкого и прочного одновременно, чем лоза (или тростник), не существует. В целях дополнительной безопасности и, конечно, комфорта борта корзины обшиты мягким замшевым кантом. Сборка корзины заключается в ее оснащении газовой горелкой (а заодно проверяется ее работоспособность), газовыми баллонами (которые делаются из легких сплавов) и другими необходимыми комплектующими. После завершения всех этих работ корзина... укладывается на бок.

Затем по земле расстилается сама оболочка, которую в собранном виде можно принять за очень большой рюкзак. В этот момент еще ничего не говорит о том, что через несколько минут огромный и тяжелый кусок материи превратится в нечто воздушное и невесомое.

Оболочка прикрепляется к корзине, и вот тут–то начинается самое интересное. Для начала ее надувают при помощи специального вентилятора до тех пор, пока можно будет воспользоваться горелкой так, чтобы не опалить ткань (ведь с пятиметровым пламенем, с силой рвущимся наружу, шутки плохи). На этом этапе (5–10 минут) оболочка напоминает огромный парус несуществующего корабля.

Итак, пилот нажимает на клапан горелки, пламя моментально нагревает воздух внутри оболочки, и вот уже корзина стоит на земле, а вернее, висит в нескольких сантиметрах над ней — аэростат готов к полету.

Надо сказать, что во время этих манипуляций мне пришлось изрядно поволноваться: ведь только в последний момент пилот называет тех, кто полетит с ним, а потому я до самого конца не знала, станет ли этот полет и моим тоже (хотя мое положение журналиста, освещающего фиесту, давало некоторые преимущества — но не давало никакой гарантии). А ведь я так к нему готовилась, и не только морально — в моем рюкзаке уже лежала заранее приготовленная бутылка шампанского (обязательный атрибут дебютного полета)!

Но все волнения были напрасными, судьба в лице пилота — милостива, и уже через мгновение я оказалась в гондоле.

Сказать, что я в восторге от полета — значит, не сказать ничего. Начну с того, что мне несказанно повезло с пилотом. Я летала с победителем 6–го чемпионата России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах, который прошел в Великих Луках буквально за неделю до фиесты, Сергеем Виноградовым.

Что такое полет с чемпионом? Это незабываемо! Доводилось ли вам когда–нибудь, пролетая мимо окон жилого дома в 6.30 утра, будить жильцов словами: «Доброе утро»? Мне — да! И ведь ни одного недовольного лица, а только пожелания удачного полета. А пролетать сквозь крону огромного тополя (гербарий из его листьев я еще долго буду хранить)? А «проплыть» точно в том месте, где сливаются Ока и Волга, едва касаясь воды дном корзины?

И все это, не считая потрясающих видов красивейшего из городов, где купола храмов соседствуют с крышами ярмарок и башенными кранами, где старенькие покосившиеся домики теряются среди шикарных коттеджей «новых русских», во дворах которых бассейны прекрасно сочетаются с огородами.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть нижегородский кремль, который нисколько не уступает московскому, а кое в чем даже превосходит его (он просто утопает в зелени и внутри и снаружи). Каждый, кто хоть раз был в этом городе, непременно посетил кремль — но вот увидеть его красоту и величие с высоты птичьего полета, уверена, довелось немногим, в число которых вхожу теперь и я.

Уже перед самым приземлением я вдруг вспомнила, что полет должен сопровождаться шумом горелки, который является минусом полета на тепловом аэростате. Представьте себе, я настолько увлеклась тем, что происходило вокруг, что на такую мелочь даже не обратила внимания. И это при том, что на грохот реагируют все собаки в округе, сопровождая полет возмущенным лаем!

Кстати, максимальная высота нашего полета была 200 метров (при разрешенной 300). Да, конечно, тепловой аэростат может подняться и выше 4000 метров, но мастерство пилота определяется именно умением летать на малой высоте («касаясь травы, но не земли»).

К сожалению, далеко не везде можно себе это позволить — почти нет таких мест, которые не опутаны проводами электропередач (особенно это касается городов). Именно они — главная опасность воздухоплавателей.

В прошлом году в Великих Луках произошел достаточно неприятный инцидент, который мог стать трагическим. Один из немецких наблюдателей, не поверив в мастерство пилота и не послушавшись команды, выпрыгнул из корзины, решив, что аэростат летит прямо на провода ЛЭП. В результате он сломал обе ноги, а аэростат, который резко потерял в весе, именно на провода и налетел. К счастью, команда отделалась «легким испугом», но продолжать свое выступление на чемпионате не смогла — слишком серьезными оказались повреждения оболочки.

Ну что ж, всему хорошему когда–нибудь приходит конец. Закончился и мой первый (надеюсь, не последний) полет на тепловом аэростате, но не заканчивается мой рассказ, поскольку на земле последовало продолжение. Я ведь упоминала бутылку шампанского? Так вот, теперь–то она и пригодилась.

После благополучного приземления и всяких организационных мероприятий (разобрать корзину, превратить огромную оболочку в большой рюкзак и т.д.) начался очень милый и веселый обряд посвящения меня в воздухоплаватели или, другими словами, крещения. Не буду раскрывать вам все секреты обряда, поскольку надеюсь, что вам доведется испытать его на себе, а вот об истории возникновения этого обычая расскажу.

Итак, 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка был запущен в воздух первый тепловой аэростат, сконструированный братьями Этьеном и Жозефом Монгольфье. Правда, первыми пассажирами стали баран, петух и утка, но это не помешало Людовику по достоинству наградить первопроходцев и, в том числе, пожаловать им графские титулы, а также (внимание!) право давать этот самый титул всем, кто поднимется в небо в дальнейшем.

История умалчивает, кем и когда этот обычай был возрожден, но в наше время во всем мире с легкой руки пилотов аэростатов с каждым годом становится все больше графов и графинь.

Обряд посвящения одинаков в любой стране, но каждый пилот вполне может привнести что–то свое.

Вместе с титулом присуждается и имя (как правило, по названию местности, где аэростат приземлился), так что теперь я стала графиней Афониной.

Конечно, в обряде крещения принимала участие вся команда, и было бы несправедливо не рассказать о ней поподробнее.

Начну, разумеется, с пилота. Как я уже говорила, это Сергей Виноградов. Сергей представляет город Великие Луки (именно там проводятся чемпионаты России). Он летает уже 4 года и налетал более 300 часов (результат не самый плохой). Если вы думаете, что пилотами аэростатов становятся лишь люди, близкие к авиации, то сильно ошибаетесь, хотя в большинстве случаев это действительно так. Начальник цеха сувениров великолукского завода пришел в воздухоплавание из спортивного ориентирования (умение ориентироваться на местности необходимо любому пилоту, как и множество других знаний и навыков). Сначала работал в команде Александра Мильяненко и, как водится, заболел небом, а потому соблазнил директора родного завода на покупку аэростата с его рекламой — и стал пилотом. С каждым годом мастерство росло, а с ним и призовые места на чемпионатах. И вот наконец долгожданный успех в этом году — победа. Так что Сергея смело можно назвать пилотом «от бога».

А вообще выходит так, что вся его команда — «от бога». Водитель Сергей — водитель от бога (он в команде недавно, но его уже называют ангелом–хранителем). Александр Воробъев — фотограф от бога (он специализируется на снимках аэростатов и делает это мастерски). Ну, а сын его, Александр Виноградов, решил подойти к этому вопросу серьезно и полностью посвятить себя авиации, а потому учится в МАИ и мечтает увидеть Землю из космоса. Сейчас под руководством отца он учится на пилота аэростата (право быть инструктором есть не у всех пилотов), так что одним пилотом (а точнее двумя, поскольку сын Льва Маврина Александр тоже учится у Сергея) этим летом станет больше (вот вам и преемственность поколений: Виноградовы, Маврины, Латыповы — самые настоящие воздухоплавательные династии). Ну а я надеюсь, что с этого дня все мои желания будут сбываться, поскольку считаю, что находиться в течение нескольких часов в окружении двух Сергеев и трех Александров (со мной в корзине летал московский фотограф Александр Черных) — счастливое предзнаменование.

Вот на этом мое пребывание на фиесте и закончилось, поскольку вечерний полет был отменен, а уже ночью я уезжала домой, увозя с собой массу новых впечатлений, чудесные воспоминания и мечты о следующей подобной поездке (небо — болезнь заразная).

Всего в празднике приняли участие 11 аэростатов. Кроме вышеназванных, это пилоты из Нижнего Новгорода: Марк Фридман (его аэростат «Нижний Новгород» был признан самым красивым на фестивале), Юрий Жулин, Владимир Бажанов, Руслан Жебрун; из Москвы — Михаил Баканов (именно он стал победителем в соревновательной части праздника и увез в Москву автомобиль Волга ГАЗ–3110), Валерий Латыпов (который мне очень помог с материалами, за что ему мое огромное спасибо) и Дмитрий Момзяков, а также Сергей Булатов из Казани и Олег Лопатков из Белово Кемеровской области.

Тот, кто смог остаться на весь праздник, могли увидеть еще не один полет и последить за ходом соревнований, повеселились на детском празднике и погрустили на церемонии закрытия с концертом и ночным свечением оболочек аэростатов (незабываемое зрелище — огромные разноцветные фонари, колышащиеся ветром и готовые вот–вот улететь в небо).

Как много я могла бы еще рассказать! И об истории воздухоплавания в России, и о женщинах–пилотах (их мало, но они есть), и о соревнованиях в разных странах, и об отличиях тепловых аэростатов от газовых, и... но в одном репортаже это сделать невозможно.

Пожалуй, добавлю, что даже космонавты не отказываются при случае совершить полет на аэростате. Среди них одним из первых был Владимир Джанибеков. И мне хочется завершить свой рассказ его словами: «Я бы хотел пожелать каждому хоть раз в жизни подняться на аэростате. И уверен, что этот благородный вирус обязательно западет в душу, и всегда при виде летящего аэростата будет меняться к лучшему настроение, и мысли будут работать в хорошем, добром, творческом направлении». Пожалуй, лучше не скажешь.

С.Давыдова