«EURO CENTRAS-2000»

Литва снова принимала воздухоплавателей. Вильнюс, Тракай, река Нерис, географический центр Европы — таковы были места, над которыми проходили полеты 4-го Международного кубка по воздухоплаванию на тепловых аэростатах «Euro Centras-2000»; 8-й Чемпионат Литвы и Мировой кубок городов. Пилот и спортивный наблюдатель делятся своими впечатлениями. В полете «EURO CENTRAS-2000»
Lithuania received balloonists again. Vilnius, Trakay, the River Neris, the geographical centre of Europe - were the places over that flights of the 4-th International Hot Air Baloon Cup «Euro Centras-2000»; the 8-th Championship of Lithuania and World Cup of Cities passed. A pilot and sports observer share with us their impressions.
Содержание    
Впечатлениями делится пилот.

В столице Литвы на международном кубке по воздухоплаванию на тепловых аэростатах «Euro Centras-2000» жуковская команда из подмосковья (Сергей Статкевич, Иван Кочетков и Николай Валаев) была единственной из России. Надеемся, что рассказ об этом мероприятии будет интересен коллегам–воздухоплавателям.
«Все, едем», — примерно так сказали мы в начале июля, после звонков Ромасу Баканаускасу и выяснения некоторых деталей по электронной почте. Приглашения нам передали из Вильнюса поездом, и, после двух встреч со строгими чиновниками в посольстве Литвы и получения виз, утром 20 июля мы тронулись в путь.
Асфальт Минского шоссе ровно побежал под колеса работяги–джипа, сзади подпрыгивал прицеп с аэростатом. Иван с Николаем поочередно вели машину, свободные дремали на заднем сиденье. Мы рассчитывали часов за 15–17 покрыть ту тысячу километров, которая на сей раз отделяла нас от полетов. Почти идиллическую картину автомобильной части путешествия изрядно подпортили белорусские ДАИшники, постоянно тормозившие машину на постах. После небольшого торга мы следовали дальше, но настроение ухудшалось. Все проблемы окончились при въезде в Литву: заглянув в приглашение на соревнования, подписанное министром спорта, таможенники и на въезде, и на выезде быстро давали «добро». Мы же усвоили первое правило: хочешь в Литву — езжай через Латвию. По знакомой дороге через Великие Луки на Ригу, с транзитными визами, но это дешевле и, наверное, быстрее. Транзит же через братскую Белорусию обошелся нам долларов в 80–90 — страховка, штрафы, платные дороги, въезд–выезд. В Литовской республике нужно ездить просто по правилам дорожного движения, поборы отсутствуют. Оплата страховки на въезде — по желанию.
К точке назначения — центральной гостинице «Lietuva» в Вильнюсе — мы подъехали около 3 часов утра. Устроились, отоспались, познакомились с красивым Старым Городом и к 15 часам были на генеральном брифинге. Нам он показался скучноватым. Спортивный директор, бельгиец Cornelis van Helden, быстро говорил по–английски, потом все переводили на литовский. Хорошо, у нас был русский вариант правил, оставшийся после великолукского чемпионата.
Очень понравились полетные карты — пятисотметровки для стран НАТО, подробные и отлично выполненные. Валера Махнорылов, литовский пилот, рассказал, как правильно настроить GPS, и на протяжении всех соревнований ориентировка не вызывала проблем, а, скорее, приносила удовольствие. Карты были заламинированы, что позволяло наносить на них фломастером любые знаки и надписи перед каждым полетом. Потом промыл карту водкой — и рисуй заново.
И вот, наконец, вечером первый соревновательный полет! «Прилет» к мишени, расположенной на берегу реки, рядом с нашей гостиницей. Команда «По машинам!», езда по незнакомому городу, гелиевые шарики в небе — и практически все экипажи собираются вместе на окраине, у Вильнюсского телецентра. Затарахтели вентиляторы — и через несколько минут разноцветные аэростаты плавно уходят в небо. Мы стартуем одними из последних, опоздав со стартом почти на 3 минуты (благо штраф за каждую минуту невелик, всего 25 очков). Но, взлетев и прощупав курс по высотам, от 50 до 500 метров, мы поняли, что в последние минуты ветер довернул, и нас сносит правее всех от мишени. Решили с Иваном — штурманом — просто получать удовольствие, и у нас получился очень красивый полет над Старым Городом, между домами и колокольнями, над улицами, под аплодисменты жителей, собравшихся на балконах и крышах. Садиться решили в городе. Выбрали место — небольшую площадь у центрального городского католического собора. Ветер «гулял» и мы даже заключили пари: штурман сказал, что мы будем на колокольне, пилот — что в центре площади. Я выиграл. Посадку произвели уверенно, и собравшиеся местные жители, узнав, откуда мы, искренне удивлялись, как это мы долетели сюда из Москвы. Мы же потом поразились тому, что, сбросив по пути маркер, по итогам первого задания оказались не последними.
Особенности полетов в районе города мы обсудили вечером с коллегами во время фуршета, который прошел, как водится, тепло, с пивом и песнями. Кстати, каждый раз в случае отмены вечерних полетов оргкомитет приглашал команды на вечеринку в зимний сад гостиницы, туда же выкатывалась бочка пива. По видеомагнитофону крутились воздухоплавательные фильмы, команды свободно общались за столиками и горечь от того, что вечером не полетали, уходила сама собой.
Практически весь Вильнюс расположен в большой котловине, окруженной грядой довольно высоких холмов. В полете видны их склоны. Относительно недалеко море. Погода сложная, и поведение ветров не совсем обычное. На брифинге спортивный директор зачитывал одни данные по ветру; запустив шар-зонд у гостиницы, пилоты получали другие; приехав же на предполагаемое место старта, часто получали третьи. В районе города ветер с ростом высоты имел обычно левый доворот. Большинство экипажей возили с собой баллоны с гелием и по дороге к месту старта часто запускали шарики (лидеры соревнований — штук по 5!). Баллона для централизованного наполнения шариков в районе гостиницы не было, а мы гелий с собой не взяли, о чем не раз пожалели.
Утром второго дня пилотам выдали 4 задания. Коварный спортивный директор, будто зная, что некоторые экипажи вечером не заправились, так как был короткий полет и фуршет, последнее задание дал на максимальную дальность за ограниченное время — 2 часа.
Для нас весь полет был насыщен сюрпризами. На подъеме отказал вентилятор и чуть поддутую оболочку пришлось держать добровольным помощникам, пока я осторожно работал горелкой. Заявили обсерверу цели, взлетели и выяснилось, что у нас только 2,5 баллона газа, а не 3,5, как ожидалось. Главный заправщик нашей команды Николай клялся по рации, что газ был. Пилот со штурманом в корзине кляли пиво и нервничали, так как, «отбомбившись» по первым целям, полетели над сплошным массивом леса. Приземлились на последних каплях топлива на лесной дороге среди высоких елей — и были счастливы.
Вечером, получив 2 задания, полетели над городом к цели у гостиницы. В определенное время оттуда стартовал «заяц», и пилоты, бросив маркеры, кто как мог, полетели по следу. Солнце садилось, ветер стихал и менял направление. В результате заяц ушел, а аэростаты разбросало по городу. Садиться многим пришлось почти в темноте, что строго запрещено. Правда, спортивный директор не стал штрафовать участников ночного полета.
Вообще, уровень и качество работы спортивного директора нам очень понравились. Полетные задания заметно отличались от тех, что мы получали во время нашего росийского чемпионата. Лист заданий пестрел цифрами. Сплошные ссылки на пункты Правил, практически нет текста. В полет выдавали до 5 маркеров, и на двух из них нужно было написать координаты следующей цели. Поэтому штраф за утерянный маркер был невелик, 25 очков. При утере, если с другого аэростата видели сброс, пилоту засчитывали результат. Местное население маркеры на земле не трогало (!). На брифинге указывались границы зачетного района. Внутри его целью мог быть любой Т–образный перекресток. Пилот заранее выбирал нужные цели, заявляя их обсерверу перед стартом или записывая координаты на очередном маркере. Все это похоже на наш чемпионат, за исключением того, что перекрестки не были помечены краской. А определить точно пересечение осевых линий практически невозможно.
Утром в воскресенье, получив 5 интересных заданий, мы двинулись на место общего старта. Сначала необходимо было за 45 минут пролететь наименьшее расстояние. Взлетев, аэростаты зависли над дачным поселком, перед лесом и, подталкивая друг друга оболочками, стали водить хороводы. Пилоты держали аэростаты между домами, опускались к лужайкам, стараясь держать минимальную высоту. Мы удачно зависли у дна пустого бассейна и за несколько минут оказались почти в конце процессии. Но ветер, уже на высоте 30–40 метров довольно сильный, неудержимо тащил всех к лесу. По истечении времени маркеры многим пришлось бросать в лесу и к следующей цели лететь со скоростью более 40 км/час.
Второе задание — успешно, в зачетную зону. Но к третьей цели, мишени у маленького озера, нужно было лететь курсом градусов на 60–70 правее. Глядим вверх: облака бегут вправо. Со скоростью 3–4 м/сек набираем высоту 1400 м. Через несколько минут с холодным спуском вниз, но «бомбить» все же пришлось с высоты полукилометра. И опять удачно. Мы — одни из двух, попавших в зачетную зону. Вперед, к четвертой, заказанной на маркере, цели! И от нее, «нызэнько», получить максимальный угол от линии 3300. Садились, прилетев к самому краю карты, после 2,5 часов интересного полета. За посадкой наблюдали с лесной опушки два молодых оленя, почему–то совсем не испугавшиеся шума горелки. Кстати, оленей за эти дни мы видели трижды.
Вечером задуло с Балтики. Пошел дождь, полеты отменили и всех пригласили в сад. Ну и Бог с ними, с полетами.
Утром спортивный директор выдал 3 задания на полет «solo». Отсолировал я плохо. Погода ломалась, направление ветра менялось на глазах, вверху пелена и перистые облака. Не имея гелия для наполнения шаров-зондов, мы неудачно выбрали место старта, и солист полетел мимо зачетного района для первых двух заданий. Попытки прощупать направление ветра до высоты 800 метров ничего не дали. Снизившись, поглядев на оленей и зайцев, приземлился у дороги. Собрали аэростат и, после традиционного, дружного: «А полет–то был красивый!» — поехали в город, думая про себя, что еще не вечер, и все наверстаем.
Но оказалось, это был завершающий полет в Литве. Пришел циклон с центром над Ригой. Опять дождь и ветер. Все собрались в саду, чувствуя, что скоро разъезжаться. И действительно, отменив на следующий день полеты, директор объявил о закрытии соревнований. Ночью мы тронулись в обратный путь, пообещав себе вернуться в литовское небо в следующем году и, вспоминая недавние воздушные приключения, испытывали в душе знакомое всем летающим людям чувство. Каждый опишет его по–своему.
С.Статкевич

Команда организаторов и обсерверов

Впечатлениями делится спортивный наблюдатель .

Вот и канули в лету еще одни соревнования. Еще один праздник остался позади...
С 21 по 26 июля 2000 г. в Литве состоялись: 4th International Hot Air Balloon Competition «Euro Сentras-2000»; 8th Lithuanian Hot Air Balloon Championship и World Cities’ Cup 2000 (для аэростатов с названиями городов на оболочке).
Встреча получилась на высшем уровне. И нужно сказать спасибо за четкую организацию генеральному директору Romualdas Bakanauskas (Литва), директору соревнований Cornelis Van Helden (Нидерланды), ассистенту директора соревнований Rutger Coucke (Нидерланды) и президенту жюри Владимиру Карнаухову (Украина).
Все организационные вопросы, касающиеся нашего проживания, питания и вечернего отдыха были возложены на плечи спортивного администратора, ассистента генерального директора и, наконец, главного наблюдателя соревнований Aurimas Vengrys (с чем он справился весьма успешно). Участники соревнований жили в одной из самых крупных гостиниц Вильнюса — да и Литвы — с родным названием «Lietuva», стоящей на берегу реки Нерис невдалеке от старого города. Кстати, те из участников, кто имел удовольствие приехать на соревнования на денек–другой раньше или задержаться после, не могли не оценить великолепную архитектуру и живописные места столицы.
Местом полетов были объявлены: Вильнюс, Тракай и географический центр Европы (19 км на север от Вильнюса). Тракай находится в 27 км на юго–запад от столицы. Город окружен пятью озерами, и весь утопает в зелени. Тракайский замок — наиболее известный и красивый в Литве.
Но немногим посчастливилось увидеть вышеупомянутые места. И в те немногочисленные полеты, которые можно было бы назвать удачными, с высоты перед вами разворачивалось все великолепие прибалтийской природы. Кстати, она почти ничем не отличается от наших родных просторов: те же березы, ели, кустарники, озера...
В пригороде Вильнюса, среди болот и отдельно стоящих хуторов, можно заметить немалое количество аистиных гнезд. Как говорится: аист на крыше, счастье под крышей, мир на Земле...
Погода не очень–то нам благоволила, и в последние два дня, на закате, мы неизменно получали «черный флаг», около коего все почему–то очень любили фотографироваться. Вообще вечерние полеты были рассчитаны на публику: ежедневно на мосту напротив гостиницы (местоположение Common Launch Point) собиралось огромное количество народа — горожанам устраивали праздник. И задания на вечерние полеты подгадывались так, чтобы общее стартовое поле было целью — или с него сообща стартовали. А в один из вечеров устроили «свечение». Было очень красиво.
Неизменно хорошими получались только утренние полеты. А утро начиналось у нас ночью. Точнее, в 345 (утренний брифинг обсерверов). Официальный восход/заход солнца был определен как 0415/2030. Спасал лишь традиционный утренний кофе с булочкой (благо в неограниченном количестве). Но наших друзей–литовцев (которых, надо сказать, участвовало большинство) нельзя было заставить хмуриться, и под радостные возгласы «Лабос ритас», что в переводе означает «Доброе утро», мы вваливались в новый день...
Официальными языками соревнований объявили английский и литовский, но излишне говорить, что русский преобладал (в Вильнюсе проживают 18,9% русских и 52,8% литовцев). Так что наша скромная компания российских представителей — три спортивных наблюдателя (С.Королева, М.Плигина, Д.Спиридонов) и дебрифер Н.Краснов, — чувствовала себя, как рыбы в воде.
Приятно отметить, что брифинги были короткими и четкими. Задав несколько вопросов и получив вразумительные ответы, пилоты уже в 410–415 садились в свои машины.
Команд было 15 — 12 из Литвы, 1 из Венгрии, 1 из Латвии и 1 из России.
После полетов мы имели удовольствие вкушать пищу в соседней, весьма приличной пиццерии. Кормили на убой. Огромному перечню блюд не было конца — начиная с сорока наименований ароматных собственно пицц, продолжая различными лазаньями, пельменями, супами–чили, запеченными овощами под сыром и заканчивая коктейлями и шоколадно–фруктовыми десертами. Талонов хватало на все. Правда, через несколько дней такого пира желудок взмолился — потребовал простого кефира и молочной кашки.
В соревнованиях принимали участие два аэростата спонсоров, пивных компаний: UTENOS (аэростат с одноименным названием) и KVIENTINIS (аэростат GUBERNIJA). Ежевечерне спонсоры радовали нас пивом, позволяя вдоволь насладиться общением и сбивая нас в стойкие кучки завсегдатаев. Надо признать: пиво в Литве производят достойное.
Не менее достойное в Литве производят мороженое. Представитель одной из крупнейших фирм «Tirpykas» («Снеговик») также принял участие в чемпионате и побаловал нас разочек этим отменным лакомством, на зависть всем сидящим на диете.
Не отходя далеко от темы приема пищи, хочу немного отметить официальные фуршеты по поводу открытия и награждения. Проходили они в очень уютном ресторанчике в старом городе. Величественно–спокойная атмосфера эпохи рыцарства и незатейливая утварь, деревянное убранство погребка и неяркий свет располагали к общению. Традиционный шведский стол, изысканные блюда в современном исполнении. Приготовлено с душой, сервировано отменно. Как говорится: и я там был, мед–пиво пил... с одной лишь разницей — все попало по назначению!
Продолжая тему награждения, скажу о победителях. Первое место занял пилот, широко известный в своих кругах, Rimas Kostiuskevicius (Литва), набравший 12315 очков — весьма удачливый пилот. Второе место занял Валерий Махнорылов, Литва (11439 очков). Третье местом занял Gintautas Mockaitis, Литва (11159 очков). Наш пилот Сергей Статкевич занял 8-е место (8554 очков).
Вот именно так и в таком режиме прошли очередные соревнования в Литве, тоже уже ставшие традиционными. Теплая атмосфера, хорошее настроение и десятка два новых телефонов и адресов электронной почты в наших записных книжках.
Чемпионат окончен, подарки розданы, пилоты взяли курс на следующие соревнования...
М.Плигина