ПЕРВАЯ КАЗАНСКАЯ ФИЕСТА ИЛИ ПЕРВЫЙ БЛИН ... |
|
В конце лета воздухоплавателей принимала Казань. Многое было не так и «не очень», участвовало всего лишь семь команд, но тем не менее — полеты состоялись. Своими мыслями делится организатор «Казанского» воздухоплавательного мероприятия. |
S.Bulatov |
В Казани с 28
августа по 1 сентября нынешнего года проходила
очень скромная тусовка воздухоплавателей, в
которой приняли участие семь команд. Несмотря на
очевидные промахи в отдельных вопросах
организации Фиесты, имеются и определенные
результаты, которыми хотелось бы поделиться с
широкой воздухоплавательной общественностью.
Просим рассматривать данный материал как
дискуссионный. Будем рады получить отклики,
советы и пожелания — пусть даже нелицеприятные,
но от души. Итак, как все начиналось? Четыре–пять лет назад любое мероприятие, где появлялось более пяти аэростатов, уже оценивалось как значительное событие у российских воздухоплавателей. Опыт полетов у всех, за редким исключением, был примерно одинаков, корифеи еще не определились — и новичков, каковыми являлись и казанские воздухоплаватели, покорял дух взаимоподдержки и доброжелательности, царивший во время встреч. Первые наши впечатления от посещения таких тусовок были радужными. Вот, наконец, та здоровая спортивная атмосфера, лишенная зависти, корысти и лицемерия, которая уже изжила себя в других видах авиационного спорта! Однако, к большому сожалению, сегодня многие позиции приходится пересматривать. Прежде всего это касается самого пилотского состава. За неполные три года — абсолютно четко! — воздухоплавательный спорт стал профессиональным. Появилась своего рода элита, задающая тон, и не всегда скрываемое снисходительное отношение к пилотам–новичкам и любителям. Наиболее наглядно для нас это проявилось в организации чемпионата России и фиесты в Нижнем Новгороде. Со стороны эти мероприятия выглядят как некий «междусобойчик» для десятка известных фамилий. Справедливости ради отмечу: лучших с точки зрения пилотского мастерства. Но что же делать остальным, для которых воздухоплавание — увлечение, хобби, потребность души и т.д.? Выполнять роль статистов или роль баранов, с которых можно срезать немного шерсти? Именно такие мысли приходят на ум, когда, взяв в руки карандаш, начинаешь считать, во сколько обходится посещение командой подобных мероприятий. Если не согласны — посчитайте: вступительный взнос — 100–200 долларов, если реклама спонсора на оболочке — плати 300 долларов. Питание и проживание — только для двух человек. Причем не секрет, что команда — это, как минимум, четыре человека, а значит, вложи еще как минимум 100–150 долларов. Хочешь машину сопровождения — еще 150–200 зеленых. А кроме того, страховка, бензин, накладные расходы. Вот и получается, что без полутора тысяч долларов нечего и дергаться. Для кого как, а для казанских воздухоплавателей эта ценовая планка недосягаема. Но вот что удивительно: как начинают перечислять спонсоров, так чуть ли не 5 минут. Где же они, если за все приходится платить самим спортсменам? В этом году мы побывали на международной фиесте в Австралии (принимали участие 65 команд). Так вот, из всех перечисленных статей расходов участники платили только за питание, да и то 50% стоимости. Все мы прекрасно понимаем: для того, чтобы летать, нужны деньги, которые никто на блюдечке не принесет. Эти средства необходимо заработать. Решению финансовых вопросов посвящено 90% затрачиваемого на спорт времени. Добытый рубль рассматривается как маленькая победа, а каждый полет становится радостным событием. Поэтому для нас нет большей радости, чем любая возможность полетать на каких бы то ни было условиях. Но если эти условия связаны с серьезными затратами — увы, приходится только разводить руками. Вот такие невеселые мысли одолевали нас к завершению сезона 2000 года. И тут родилась мысль: а что, если взять и организовать альтернативную фиесту, где отсутствуют строгие судейские правила и система накопления зачетных очков, где команды могли бы принять участие с минимальными финансовыми вложениями? В качестве пробы решили пригласить воздухоплавателей в Казань, на 3–4 дня в августе, полетать вместе, не взымая никакой мзды, а по возможности и компенсировать дорожные расходы. Число участников определили в 5–6 команд. Ну, а поскольку действовал принцип личных знакомств, то и контингент пилотов, откликнувшихся на приглашение, получился разномастный — от прошлогоднего чемпиона России до начинающих. Основную цель данного пробного мероприятия для себя определили так: оценка возможностей Казани как региона для спортивных полетов на тепловых аэростатах, отработка схемы организации подобных фестивалей и проведение ряда показательных полетов и подъемов в праздничные дни. Что касается спонсоров, то благодаря авикомпаниям и администрации аэропорта, мы сумели определиться с жильем, питанием, автотранспортом сопровождения, газом. Единственный «неавиационный» спонсор — фирма «КОНИКА» — предоставила главный приз, автомобиль «Ока» (без которого вполне можно было бы обойтись, направив средства более рационально, но увы, «живых» денег никто не давал). Чтобы автомобиль не стал камнем раздора и не потребовал строгой судейской работы — решили разыграть его ключи в одном из упражнений. Улыбнулось спортивное счастье, снял ключи с шеста — твоя «Ока». Если все промажут — приз автоматически переходит на будущий год. Прибытия команд ждали с нетерпением и, слава богу, все доехали вовремя и без потерь. Отличились только «братья–татары» из Альметьевска — 250 километров оказались непреодолимыми для Анатолия Щугорева и его команды, хотя имелась твердая договоренность. Расселили всех в 2–3 местных номерах гостиницы аэропорта. Прямо скажем, не четырехзвездочный отель, но чем богаты... Конечно, это неудобно, когда один душ на 12 человек (да к тому же на другом этаже). Но, может быть, не стоило делать это основной темой генерального брифинга, интервью с прессой и последующего банкета, возведя общероссийские жилищные проблемы в ранг «оскорбления пилотов». Тем более, что по татарским национальным традициям неуважение к гостю — худшая из провинностей. С погодой повезло. Все дни стояла на удивление теплая и солнечная погода, ни одно запланированное мероприятие не сорвалось. Летали утром и вечером. Осуществляли взлеты и в центре города, от стен кремля, и разыгрывали прилет в цель. Один из полетов стал прямо–таки уникальным, на наш взгляд. Место старта выбрали с учетом данных метеопрогноза и фактического ветра. Стартовали на город. Опоздали на час с общим взлетом — и в результате, отлетев километра на три, аэростаты остановились, собрались в компактную группу, походили каруселью минут 15, а затем плавно двинулись назад — к месту старта, где неподалеку и сели. Ну поверьте, не наша вина, что это происходило между центральной свалкой и городским кладбищем! Однако опять нарекания — дескать, над полями и свалками можно летать и в окрестностях Москвы. Серьезную проблему создавал вопрос питания команд. Организованное двухразовое горячее питание в ресторане оказалось явно недостаточным. А уж когда на летное поле командам по ошибке привезли «ланч–боксы», содержащие пакетик орешков, шоколадку, сок и печенье — вместо обещанного обеда, — возмущению части пилотов не было предела, вплоть до швыряния злосчастной коробки. Опять я возвращаюсь к татарстким традициям: гость — «святой» человек в доме, и если он отказывается от еды, хозяин плох. Ну, а уж если бросает протянутый ему кусок обратно, выход один — от позора на коня и в степь. К сожалению, именно такие досадные недоразумения и «человеческий фактор» не позволили реализовать запланированную программу отдыха, а всем командам, прибывшим к началу — пройти всю фиесту. Безусловно, все промахи, которые были допущены в организации питания, жилья и культурного досуга, прекрасно видны организаторам и будут учтены в последующем. Гораздо больше нас интересовало мнение пилотов о целесообразности проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Может, и не стоит устраивать подобные бесплатные тусовки? Ответ на вопрос мы получили на заключительном обеде. Он прозвучал как коллегиальный от имени команд Рязани, Нижнего Новгорода и Липецка: «Приглашайте — приедем!». Так что смеем заверить широкую воздухоплавательную общественность: приложим все силы для организации на будущий год в Казани красивой, веселой и интересной Фиесты воздухоплавателей на тепловых аэростатах. С.Булатов |