ПЕРВАЯ КАЗАНСКАЯ ФИЕСТА ИЛИ ПЕРВЫЙ БЛИН ...

В конце лета воздухоплавателей принимала Казань. Многое было не так и «не очень», участвовало всего лишь семь команд, но тем не менее — полеты состоялись. Своими мыслями делится организатор «Казанского» воздухоплавательного мероприятия.

Содержание

S.Bulatov
«The First Kazan Fiesta or
The First Pancake...»
At the end of summer Kazan accepted balloonists. Something was not quit right, only seven teams participated but nevertheless the flights were held. The organizer of Kazan Balloon Event shares his ideas.

Над Казанью "Ока" для розыгрыша
В Казани с 28 августа по 1 сентября нынешнего года проходила очень скромная тусовка воздухоплавателей, в которой приняли участие семь команд. Несмотря на очевидные промахи в отдельных вопросах организации Фиесты, имеются и определенные результаты, которыми хотелось бы поделиться с широкой воздухоплавательной общественностью. Просим рассматривать данный материал как дискуссионный. Будем рады получить отклики, советы и пожелания — пусть даже нелицеприятные, но от души.
Итак, как все начиналось? Четыре–пять лет назад любое мероприятие, где появлялось более пяти аэростатов, уже оценивалось как значительное событие у российских воздухоплавателей. Опыт полетов у всех, за редким исключением, был примерно одинаков, корифеи еще не определились — и новичков, каковыми являлись и казанские воздухоплаватели, покорял дух взаимоподдержки и доброжелательности, царивший во время встреч. Первые наши впечатления от посещения таких тусовок были радужными. Вот, наконец, та здоровая спортивная атмосфера, лишенная зависти, корысти и лицемерия, которая уже изжила себя в других видах авиационного спорта!
Однако, к большому сожалению, сегодня многие позиции приходится пересматривать. Прежде всего это касается самого пилотского состава. За неполные три года — абсолютно четко! — воздухоплавательный спорт стал профессиональным. Появилась своего рода элита, задающая тон, и не всегда скрываемое снисходительное отношение к пилотам–новичкам и любителям. Наиболее наглядно для нас это проявилось в организации чемпионата России и фиесты в Нижнем Новгороде. Со стороны эти мероприятия выглядят как некий «междусобойчик» для десятка известных фамилий. Справедливости ради отмечу: лучших с точки зрения пилотского мастерства. Но что же делать остальным, для которых воздухоплавание — увлечение, хобби, потребность души и т.д.? Выполнять роль статистов или роль баранов, с которых можно срезать немного шерсти? Именно такие мысли приходят на ум, когда, взяв в руки карандаш, начинаешь считать, во сколько обходится посещение командой подобных мероприятий. Если не согласны — посчитайте: вступительный взнос — 100–200 долларов, если реклама спонсора на оболочке — плати 300 долларов. Питание и проживание — только для двух человек. Причем не секрет, что команда — это, как минимум, четыре человека, а значит, вложи еще как минимум 100–150 долларов. Хочешь машину сопровождения — еще 150–200 зеленых. А кроме того, страховка, бензин, накладные расходы. Вот и получается, что без полутора тысяч долларов нечего и дергаться. Для кого как, а для казанских воздухоплавателей эта ценовая планка недосягаема. Но вот что удивительно: как начинают перечислять спонсоров, так чуть ли не 5 минут. Где же они, если за все приходится платить самим спортсменам?
В этом году мы побывали на международной фиесте в Австралии (принимали участие 65 команд). Так вот, из всех перечисленных статей расходов участники платили только за питание, да и то 50% стоимости.
Все мы прекрасно понимаем: для того, чтобы летать, нужны деньги, которые никто на блюдечке не принесет. Эти средства необходимо заработать. Решению финансовых вопросов посвящено 90% затрачиваемого на спорт времени. Добытый рубль рассматривается как маленькая победа, а каждый полет становится радостным событием. Поэтому для нас нет большей радости, чем любая возможность полетать на каких бы то ни было условиях. Но если эти условия связаны с серьезными затратами — увы, приходится только разводить руками.
Вот такие невеселые мысли одолевали нас к завершению сезона 2000 года. И тут родилась мысль: а что, если взять и организовать альтернативную фиесту, где отсутствуют строгие судейские правила и система накопления зачетных очков, где команды могли бы принять участие с минимальными финансовыми вложениями? В качестве пробы решили пригласить воздухоплавателей в Казань, на 3–4 дня в августе, полетать вместе, не взымая никакой мзды, а по возможности и компенсировать дорожные расходы. Число участников определили в 5–6 команд. Ну, а поскольку действовал принцип личных знакомств, то и контингент пилотов, откликнувшихся на приглашение, получился разномастный — от прошлогоднего чемпиона России до начинающих. Основную цель данного пробного мероприятия для себя определили так: оценка возможностей Казани как региона для спортивных полетов на тепловых аэростатах, отработка схемы организации подобных фестивалей и проведение ряда показательных полетов и подъемов в праздничные дни. Что касается спонсоров, то благодаря авикомпаниям и администрации аэропорта, мы сумели определиться с жильем, питанием, автотранспортом сопровождения, газом. Единственный «неавиационный» спонсор — фирма «КОНИКА» — предоставила главный приз, автомобиль «Ока» (без которого вполне можно было бы обойтись, направив средства более рационально, но увы, «живых» денег никто не давал). Чтобы автомобиль не стал камнем раздора и не потребовал строгой судейской работы — решили разыграть его ключи в одном из упражнений. Улыбнулось спортивное счастье, снял ключи с шеста — твоя «Ока». Если все промажут — приз автоматически переходит на будущий год.
Прибытия команд ждали с нетерпением и, слава богу, все доехали вовремя и без потерь. Отличились только «братья–татары» из Альметьевска — 250 километров оказались непреодолимыми для Анатолия Щугорева и его команды, хотя имелась твердая договоренность. Расселили всех в 2–3 местных номерах гостиницы аэропорта. Прямо скажем, не четырехзвездочный отель, но чем богаты... Конечно, это неудобно, когда один душ на 12 человек (да к тому же на другом этаже). Но, может быть, не стоило делать это основной темой генерального брифинга, интервью с прессой и последующего банкета, возведя общероссийские жилищные проблемы в ранг «оскорбления пилотов». Тем более, что по татарским национальным традициям неуважение к гостю — худшая из провинностей.
С погодой повезло. Все дни стояла на удивление теплая и солнечная погода, ни одно запланированное мероприятие не сорвалось. Летали утром и вечером. Осуществляли взлеты и в центре города, от стен кремля, и разыгрывали прилет в цель. Один из полетов стал прямо–таки уникальным, на наш взгляд. Место старта выбрали с учетом данных метеопрогноза и фактического ветра. Стартовали на город. Опоздали на час с общим взлетом — и в результате, отлетев километра на три, аэростаты остановились, собрались в компактную группу, походили каруселью минут 15, а затем плавно двинулись назад — к месту старта, где неподалеку и сели. Ну поверьте, не наша вина, что это происходило между центральной свалкой и городским кладбищем! Однако опять нарекания — дескать, над полями и свалками можно летать и в окрестностях Москвы.
Серьезную проблему создавал вопрос питания команд. Организованное двухразовое горячее питание в ресторане оказалось явно недостаточным. А уж когда на летное поле командам по ошибке привезли «ланч–боксы», содержащие пакетик орешков, шоколадку, сок и печенье — вместо обещанного обеда, — возмущению части пилотов не было предела, вплоть до швыряния злосчастной коробки. Опять я возвращаюсь к татарстким традициям: гость — «святой» человек в доме, и если он отказывается от еды, хозяин плох. Ну, а уж если бросает протянутый ему кусок обратно, выход один — от позора на коня и в степь. К сожалению, именно такие досадные недоразумения и «человеческий фактор» не позволили реализовать запланированную программу отдыха, а всем командам, прибывшим к началу — пройти всю фиесту.
Безусловно, все промахи, которые были допущены в организации питания, жилья и культурного досуга, прекрасно видны организаторам и будут учтены в последующем. Гораздо больше нас интересовало мнение пилотов о целесообразности проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Может, и не стоит устраивать подобные бесплатные тусовки? Ответ на вопрос мы получили на заключительном обеде. Он прозвучал как коллегиальный от имени команд Рязани, Нижнего Новгорода и Липецка: «Приглашайте — приедем!». Так что смеем заверить широкую воздухоплавательную общественность: приложим все силы для организации на будущий год в Казани красивой, веселой и интересной Фиесты воздухоплавателей на тепловых аэростатах.
С.Булатов