«ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ» |
|||
Кавказские Минеральные Воды по праву носят название «жемчужины России». Вот уже второй раз их красотами любуются с воздуха, неспешно проплывая над горами и долами в корзинах тепловых аэростатов. Рассказывает директор фестиваля воздухоплавателей, Виталий Ненашев.
|
|
«Pearls
of Russia» |
|
---|---|---|---|
|
|
||
Осенний
Кавказ гостеприимно принимал воздухоплавателей.
С 24 сентября по 1 октября здесь по инициативе
Федерации воздухоплавания Ставропольского края
и администрации Кавказских Минеральных Вод и
Железноводска состоялся 2-й Международный
фестиваль воздухоплавателей «Кавказские
Минеральные воды — жемчужина России 2000». Он был
приурочен к празднованию Дня города
Железноводска и проводился при поддержке
местной, региональной и краевой администраций.
Редакции журнала «Воздухоплаватель» взяла
интервью у одного из организаторов и летного
директора фестиваля, президента краевой
федерации воздухоплавания Виталия Ненашева. —Пилоты, мне кажется, оценили прием и условия полетов на Первом фестивале? —Думаю, да. В прошлом году было 9 аэростатов. В этом году ожидали 15 команд, получили 27 заявок, прибыло 23 команды. Поэтому возникли проблемы с бюджетом — он увеличился вдвое, причем в последние дни. —Мне очень нравится Ваш оргкомитет. В этом году у Вас он остался в том же составе? —Да, мы, как и прежде, работаем одной командой: Володя Ярощук, Игорь и Светлана Комоцкие, очень сильно помогают Николай Иванович Пальцев, Анатолий Семенович Зубцов и Станислав Комоцкий — руководители из администрации Кавказских Минеральных вод и Железноводска. В этом году они оказали мощную поддержку — помогли с заправкой аэростатов. Город Железноводск предоставил для розыгрыша автомобиль — приз на «Кей–Граб». —Как работала Федерация Ставропольского края при подготовке фестиваля? Что нового? —Не дождавшись спонсорских денег, мы сделали к фестивалю свои сувениры, правда, получилось немного не то, что хотели, но теперь на будущее уже знаем — какую сувенирную продукцию изготавливать. —При подготовке второго фестиваля было много накладок, все шло через «подножку»: например, автобус, который должен был привезти пилотов из Москвы, сломался. Но главное, не повезло с погодой: полеты, которые проводятся то в дождь, то в ветер... Тяжело, конечно, но к пилотам и гостям отношение трепетное — я думаю, никто не может пожаловаться на плохое отношение и условия проживания. Еще много сил и времени отнимает борьба на информационном фронте. Не знаю, кому это нужно, но в СМИ периодически запускалась дезинформация о бюджете фестиваля. Приведенные цифры повергали в недоумение не только нас, но и спонсоров, назывались суммы, равные чуть ли не бюджету города — бред какой–то. Затем прошла информация о том, что отключение газа у населения связана с проведением фестиваля, причем, например, в Пятигорске это говорили рядовые сотрудники местного горгаза (!). Зачем это делать? Не понимаю. Но радует, что большинство журналистов относится к фестивалю очень хорошо, понимая наши проблемы и помогая в борьбе с враньем и слухами. Это очень приятно, особенно после буквально самоотверженных действий пилотов, поднимавших свои аэростаты в жуткую погоду — они не дали сорваться открытию и проведению фестиваля. При подготовке фестиваля мы решили подстраховаться на случай нелетной погоды, вызвав Сергея Кочкуркина (президент Федерации сверхлегкой авиации Кубани), который проявил себя великолепным организатором. Он «взял на себя» детей — детские санатории, детский дом. Работал с детьми — катал на буксировочном парашюте, паразмеями увлек, превратил пацанов в курсантов. Дети довольны. Посеял в благодатную почву воздухоплавательные бациллы, заразил ребят небом. Мы безмерно благодарны пилотам за то, что, приземлившись, они привязывались фалами и катали детвору — ведь они своей инициативой поднимают наш фестиваль в глазах населения! Народ начинает понимать, что все делается для него. Подготовка к фестивалю, была более–менее удачной, хотя средств собрали недостаточно, деньги находили «с миру по нитке». На сегодня мы получили от предприятий Железноводска 100 тысяч рублей, часть из которых ушли на доставку пилотов и аэростатов, а другую половину потратили на питание участников фестиваля. Выделили газ: «СтавропольКрайгаз», и «Роснефть — Ставропольнефтегаз». Газовики вообще удивительные люди — им было достаточно одного письма за моей подписью и рассказа о том, что за мероприятие мы хотим провести. Нам дали 15 тонн газа. Если бы мы газ покупали, то заплатили бы тысяч сто двадцать. Тем более, что в крае дефицит газа. Нам невероятно повезло, что встретили таких людей и сняли самый серьезный вопрос. Вопросы питания, проживания можно решить на месте, а вот с газом — сложнее. (Взяли мы его непосредственно на газоналивной станции и практически на скважине — на газоперерабатывающем заводе.) Нашими спонсорами уже второй год являются «Кавминводоканал». Большую помощь оказывает объединение «Железноводсккурорт», приз неизменно представляет фирма «Милена» из Пятигорска. Директор ее — Игорь Бывшев, — обещает на будущий фестиваль какой–то грандиозный приз. Помогли большинство предприятий и курортных здравниц Железноводска — кто выделил машину, кто дал денег, кто булочки и пирожные испек. Пилоты понимают, что город старается что–то сделать для фестиваля, и своими полетами пытаются отблагодарить всех, кто их пригласил. Милиция нам тоже очень сильно помогала: например, в Лермонтове при посадке аэростатов милиция объезжала все приземлившиеся экипажи и создавала безопасные условия подбора и посадки — где перекрывала движение, где предупреждала водителей. Такая забота была очень приятна. В Железноводске милиционеры умудрялись обеспечивать наши старты буквально за считанные минуты, мобилизуя весь свой личный состав! А ГИБДД Пятигорска и Кисловодска, по нашей просьбе, обеспечивали нам сопровождение. Просто просим патрульную машину, встреченную по пути к старту — и инспектора помогают, понимая наши проблемы. —Как сложились отношения между Вами и органами местной власти при проведении фестиваля? —У кавминводской и железноводской администрации отношение к фестивалю превосходное, более того, руководители и работники этих администраций помогают нам во всем. С администрациями других городов, думаю, все равно найдем общий язык, ведь мы делаем фестиваль для поднятия имиджа всего региона в целом. Скоро, надеюсь, будет просто неприлично нас не замечать! —Несмотря на накал оргстрастей у Вас хватило сил на всякие спортивные экспромты в связи с нелетной погодой. Не расскажете в двух словах? —Пилоты — народ азартный. Нет полетов — ну и что, можно провести и наземные соревнования. На дальность, меткость, быстроту. Я решил провести такой междусобойчик, смеха ради. Название он получил почему–то «Не Наш Кубок». К моему удивлению, многие пилоты отнеслись к этой затее очень серьезно. Ходили, перемеряли за измерительной командой результаты бросков маркера соперников, требовали правила соревнований, в общем, веселили народ. В следующий раз можно привлечь и членов команд к участию в «кубке». — Гуляя в городском парке, видела огромный красочный стенд о проведении полетов в регионе. — На самом деле, стенд стоит уже месяца три, и ни одного клиента за это время не нашлось. Решили повесить — пусть приобщаются к воздухоплаванию. Но у нас курорт несколько другого профиля: спокойный размеренный отдых, прием минеральной воды, променад в парке, за приключениями народ сюда не ездит. Тут другой уровень, здесь люди лечатся, рисковать же своим драгоценным здоровьем желающих мало. —Собираетесь обновить аэростат, купить новый? —Загадывать рано, но хотелось бы. —А как началось воздухоплавание для Вас? —В свое время я закончил Челябинское авиационное училище, был военным штурманом на Су–24. После развала СССР решил уходить из армии — не принял присягу на верность Украине, не потому, что такой принципиальный или патриот — просто бывают вещи, которые просто невозможно понять и тем более сделать. В 1993 году я увидел Орловскую фиесту по телевизору, у меня появилась идея, почему бы и мне не попробовать заняться воздухоплаванием, летать хотелось ну очень сильно. Ведь полеты — это как наркотик. Только перестань летать — и все, состояние похуже пресловутой «ломки». Нашел спонсоров, купили аэростат. Год мне потребовался, чтоб начать летать в нашем регионе по всем авиационным правилам, получить все разрешительные бумаги, пройти все согласования. С 1994 года у нас начались интенсивные полеты на одном аэростате, потом наша «Славяновская» появилась. Затем мы с Володей начали выступать на чемпионатах, ну а дальше всем все известно. —Говорят, Вы хорошо рисуете. —Я не столько рисую, сколько срисовываю. Пишу маслом копии картин, которые будоражат душу. У меня есть друзья–художники, посмотрев на их работы, понял, что говорить о моем хобби, тем более на страницах журнала, не имеет смысла. Хотя это помогает по жизни. Например, мы в этом году пошли по стандартному воздухоплавательному пути: стали делать рекламные полотнища, флаги, аппликацию по ткани. Вошли во вкус, купили оборудование для печати по текстилю, теперь этим всем занимаемся профессионально. Поглядываю с интересом на геостаты, думаю, что и этот вид рекламного «надувательства» освою. —На прошлом фестивале у Вас появились мысли о проведении в будущем на Кавказе чемпионата России. Какие сейчас планы? —Такое мероприятие мы пока не готовы проводить. Один Железноводск не потянет чемпионат, КавМинВоды тоже не готовы на такие затраты и масштабы. Кроме того, здесь не так уж много дорог, вернее, перекрестков. Метеообеспечение проблематично — в каждом городе своя погода. И самое главное: мы еще не «заслужили» достаточного доверия у населения и властей. Ведь чемпионат мероприятие грандиозное, тут нужен более серьезный подход и средства. Хотелось бы «набить руку» на фиестах, здесь больше возможности для пропаганды наших курортов, воздухоплавательного спорта, тренировки и подготовки пилотов. Вот воздухоплавательный центр я бы с удовольствием организовал, но не для обучения пилотов, а для их тренировки — ведь теперь мало кто поспорит с нами о том, что здесь, на Кавказских Минеральных Водах, можно совершать удивительные по красоте полеты. Некоторые пилоты уже планируют приезжать сюда именно для тренировочных полетов. Буду рад, если найду понимание и поддержку воздухоплавателей, ведь, как мне кажется, это могло бы стать нашим общим делом. Представляете, как здорово! В 2001 году мы, помимо, Железноводского фестиваля, планируем провести Домбайскую зимнюю мини–фиесту в Карачаево–Черкесии. Может, пару полетов сделаем на КавМинВодах. Потом полетаем по ущельям в районе Теберды и в ущелье Гоначхир, безумно красивые места, ну, а как полеты там, расскажу весной. Это мероприятие будет полностью за свой счет. Хотим совместить два вида спорта — воздухоплавание и горные лыжи. Такую вот альтернативу Шато де’Окс у нас в России устроим. Думаю, аэростатов пять–шесть соберем, ведь у нас достаточно пилотов–романтиков, а полеты в горах это еще и адреналин на полную катушку. Меня один раз там на привязи (в полный штиль!) так потрепало, что не будь трехметровых сугробов под корзиной, не известно, где б интервью давал, здесь или в больнице. Сложность и риск там возрастают многократно, даже по сравнению с нашими и без того непростыми условиями. В заключение я благодарю всех пилотов, членов их команд, водителей, спортивных наблюдателей, спонсоров, всех наших друзей, без которых проведение фестиваля просто было бы невозможным. И не могу не пригласить вас всех на Третий Международный фестиваль «Кавказские Минеральные Воды — жемчужина России». Хочу пожелать всем нам в следующем году погоды и удачи! Беседу вела И.Блескова |