КАК МЫ КАЗАНЬ «БРАЛИ»

Каждое мероприятие должно быть прежде всего хорошо продумано и организовано. Если опыта в этом нет — может получиться совсем не то, что задумывалось. Впечатлениями о 1–й Казанской воздухоплавательной фиесте делится пилот — ее участник.

Содержание

kazan.jpg (28678 bytes)

S.Voynov
«As We Were in Kazan»
First of all an each Event should be well thought over and organized. Having no experience in this matter everything can turn out not quit right. A pilot-participant shares his impressions about the 1st Kazan Balloon Fiesta.

Буквально за неделю до начала мероприятия я с удивлением узнал, что казанские воздухоплаватели решили провести Фиесту воздухоплавателей. Подобная затея меня очень заинтересовала, так как один из главных организаторов–казанцев, Сергей Булатов, буквально перед началом нижегородской фиесты предлагал организовать в прямом смысле слова «Волжскую» фиесту — в двух городах, Нижнем Новгороде и Казани. Со своей стороны, он обещал обеспечить часть «Волжской» фиесты в Казани на должном уровне. Поскольку предложение запоздало, я отказался от объединения, но мысль мне понравилась. Я решил во что бы то ни стало посетить казанское мероприятие, но позднее выяснилось, что два нижегородских пилота уже были приглашены, а меня по каким–то — видимо, веским — причинам не пригласили. Но все–таки я позвонил Сергею Булатову и предложил свою команду для участия. И когда Сергей узнал, что два других нижегородских пилота по уважительной причине не приедут, то после недолгих раздумий дал согласие на наш приезд.
Поездка не заладилась с первого же дня. Ровно за сутки до отъезда наша «Газель» сломалась — заклинило двигатель. Но, зная, что братья–воздухоплаватели в беде не бросят, и что команда Льва Маврина будет проезжать через Нижний Новгород, я позвонил Льву и попросил захватить мою команду и прицеп с аэростатом. Лев Борисович любезно согласился.
Мы выехали несколько раньше расчетного времени — на случай всевозможных поломок — и в Казань прибыли без особых приключений, но при этом всю дорогу обсуждали, на каком из перекрестков и постов ГИБДД нас должны были встретить. (По предварительному сообщению, встреча должна была быть организована в определенное время у поста ГИБДД на въезде в город.) Так и не придя к общему мнению, мы въехали в Казань и позвонили организаторам для выяснения точного места встречи. Тут же были шокированы ответом: вы приехали на четыре часа раньше, мы ничего не знаем, звоните в назначенное время.
В дальнейшем, дозвонившись на мобильный телефон Сергея Булатова, мы с трудом выяснили, куда же ехать дальше.
Не буду долго рассказывать о том, как нас встречали по приезде, хватит одного слова — НИКАК!.. Приехав в гостиницу, мы были слегка ошарашены гостеприимством: «гостинице» смело можно было дать название «общежитие имени Бертольда Шварца» (см. «Золотой теленок»). Казалось, что сверху на тебя вот–вот упадут остатки обоев, вокруг жуткая грязища, а на всех участников мероприятия — один–единственный душ, да и тот в номере главного спонсора. Правда, в течение всей фиесты обещали баню, но это были только обещания, нам так и не удалось в ней помыться. Гостиница находилась в 30 км от города, что создало определенные трудности и не позволило гостям воздухоплавательного мероприятия ознакомиться с Казанью. На генеральном брифинге представили только казанские команды, сказав, что остальных представят завтра. Приехавшие команды такого обращения, надо прямо сказать, не поняли. На брифинге присутствовала пресса, спонсоры, и получить такое неуважение уже в начале мероприятия было достаточно неожиданно. После чего вечер встречи был несколько скомкан, и осталось какое–то неприятное чувство своей второстепенности на этом мероприятии.
Утренние старты аэростатов намечались на 9–10 часов: по словам организаторов, в Казани термиков нет, что тоже немало удивило — видимо, им президент приказал. В результате в первом же полете мы попали в нисходящие и восходящие термики, посадка была очень жесткой. Мало того, что каждый раз мы добирались на место старта по 2–3 часа, нам по каким–то непонятным причинам в самом начале не разрешили летать над городом. Как результат — полеты над городскими помойками и кладбищем довели до того, что иногородние команды–участницы, рассчитывавшие полетать над новой местностью, открыть для себя новые возможности — собрались уезжать. Узнав об этом, нас с большим опасением все же выпустили в полет над городом, и то в экстремальных условиях, т.к. организаторы почему–то ошиблись с точным временем захода солнца. Мы вынуждены были садиться через 20 минут после заката, в сумерках. Складывалось впечатление, что приглашенных пилотов с многочасовым опытом полетов над сложной городской местностью приравняли к казанским пилотам, которые не прошли полной учебной подготовки и не имели соответствующих разрешительных документов, но были допущены организаторами к полетам — видимо, для увеличения численного состава. Также участникам в дневное и вечернее время, во время городских праздничных мероприятий, проходящих в эти же дни, предлагалось поднимать аэростаты и стоять на привязи в местах массовых гуляний, т.е. отрабатывать — непонятно, что? А главное, за что такая участь? Команды были приглашены — и приехали! — летать, а не отрабатывать чьи–то обязательства!
Некоторые из пилотов, не выдержав столь откровенного издевательства относительно полетов, жилья, быта, питания — уехали. Ну, а оставшиеся команды, после долгого и нудного выпрашивания настоящих полетов над городом, совершили единственно красивый полет от кремля, хотя всю фиесту на зависть воздухоплавателям стояла прекрасная погода и подобные полеты они могли совершать каждый день.
Несколько слов о том, как были организованы розыгрыши призов. Например, ключи от автомобиля (на Западе это задание называется «Кей Граб» (Key Grab)). Упражнение разыгрывается при большом стечении народа, т.е. расчет делается на зрителей, которые с близкого расстояния могут полюбоваться полетами тепловых аэростатов, наблюдать красоту оболочек и рекламу спонсоров на них. Как это происходило в Казани? Во–первых, о предстоящем розыгрыше не было известно ни населению города, ни прессе; во–вторых, до последнего момента не была определена площадка, где устанавливается шест с ключами. В день розыгрыша было потрачено много времени на поиски такого места. В конечном итоге, на большом поле, на старом городском аэродроме поставили шест с ключом — и где–то в четырехстах метрах, из–за незаправленных газовых баллонов и недостатка времени, организовали старт тепловых аэростатов. Старт был поздний (дневной), ветровая обстановка нестабильная, и ключи (читай, автомобиль) остались в Казани.
Розыгрыш первого приза в одном из полетов был не лучше. Тогда надо было попасть в корзину «аэростата–зайца». Пилот, пролетевший над корзиной и не попавший маркером в нее, после полета делился своими впечатлениями, что попасть было крайне тяжело — большая скорость полета плюс высота (хоть и небольшая, около 5–ти метров) и другие факторы накладывались на конечный результат. Сбросили маркер еще до подлета к цели, но маркер перелетел корзину в нескольких сантиметрах от борта и упал рядом с ней. (Надо сказать, что размеры корзины в верхнем сечении (1,10 х1,30) м.)
Какой вывод напрашивается о розыгрыше призов на казанском мероприятии? Организаторы назначали такие цели, которые невозможно поразить — то есть, понимаешь, что они не были заинтересованы в чьем–то выигрыше. Даже на Западе при гораздо большем количестве участников и при более благоприятной ветровой обстановке такие задачи, которые ставили организаторы казанского мероприятия, не всегда посильны для пилотов.
Без ложной скромности могу сказать, что в Нижнем Новгороде участники воздухоплавательного мероприятия получают свои призы, и уже не первый год уезжают на «ГАЗовских» автомобилях. Мы ставим выполнимые задачи, и этим же достигаем зрелищности наших мероприятий.
Были проблемы и с газом: баллоны постоянно перезаправляли, к нашей материальной части относились отвратительно. А в крайние два дня газовые баллоны вообще забыли заправить.
Предметом особого разговора мог бы стать и хваленый казанский шашлык, обещаниями о котором нас «кормили» каждый день. Мы даже видели мясо, из которого должны были его сделать, но, видимо, это действительно было только видением. Да и с ужином у нас периодически возникали проблемы, т.к. гостиница находилась на отшибе, рядом с действующим городским аэропортом. Все службы в аэропорту работали днем, т.к. самолеты прилетали и улетали именно в дневное время. Вечером все закрывалось, включая и ресторан, магазинов рядом не было, а ехать в город заполночь, чтобы поужинать уже не хватало ни сил, ни желания — тем более после обещаний шашлыка.... Хорошо, что воздухоплаватели народ запасливый, и даже слыша обещание, что будет полный пансион, всегда берет что–то с собой. Этим и спасались.
Отсутствовала информации о предстоящем дне. Ходили лишь слухи и предположения среди пилотов — а что же будет завтра?
Создавалось впечатление, что пилотов позвали с единственной целью — хорошо на них заработать. Я, например, в Казань скорее всего больше — даже на «шашлыки» — не поеду.
Не было КОМАНДЫ организаторов мероприятия — Сергей Булатов все решал единолично, видимо, не доверяя своим коллегам. При этом он старался и летать, и решать различные задачи, стоящие перед ним, а что из этого получилось — рассказано выше.
Возникает закономерный вопрос: для чего организуют и проводят такие мероприятия и ради чего в них участвовать командам? Ради каких новых ощущений и впечатлений?
А пока, по слухам, на следующий год в Казани Сергей Булатов хочет организовать 2–ю фиесту воздухоплавателей на тепловых аэростатах... Так что — добро пожаловать в «казанское ха...ство» на поиски неприятных впечатлений.
С. Войнов