МЕЧТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ или ПЕРВЫЙ
ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Содержание
Кто
из нас в детстве не мечтал оторваться от земли и подобно птицам
взлететь над миром, ощущая свою невесомость и свободу? Сколько раз
нам удавалось сделать это во сне, и тогда мы чувствовали себя
счастливыми.
Но человек не был бы Человеком, если бы не пытался
сделать свою мечту явью. Каких только приспособлений не было
изобретено им, сколько падений пришлось испытать, пока, наконец,
воздушный шар — бессмертный символ человеческой веры, упорства,
таланта и мужества — не поднял его над своей мечтой и не увлек
навечно в эру воздухоплавания.
Прошло много лет, но и сейчас воздушный шар остается,
пожалуй, единственно настоящим средством единения человека с небом,
ощущения стихийной безбрежности воздушного океана и притяжения земли
как своего дома.
Так долог ли путь между мечтой и явью, сном и
реальностью? Для нас, двух самарских парней, трясущихся (апрельским
вечером) в ГАЗ–66 по дороге, ведущей из Великих Лук к месту первого
в нашей жизни старта, он сократился до этих последних нескольких
километров шоссе. И наконец машина останавливается. Выходим.
“Старшие” товарищи выбирают место. Готовим корзину, газовое
оборудование, расстилаем оболочку. Эти обычные для воздухоплавателя
дела воспринимаются мной как некий ритуал, совершаемый под
присмотром наших наставников. Их у нас тоже двое. Это опытный пилот
В.Г.Латыпов, возглавляющий Аэростатный научно–технический центр в
г.Долгопрудном (именно с ним нашей организации — Детско–молодежному
центру ЦСК ВВС– посчастливилось связаться в самом начале скитаний и
поисков контактов, и благодаря которому мы оказались здесь, на
псковской земле, в Авиационном учебном центре Гражданской авиации),
и местный пилот С.Л.Виноградов — наш непосредственный
инструктор.
Огненный факел вырывается из горелок и начинает
наполнять оболочку горячей смесью воздуха и газа. На наших глазах
пробуждается великан. Он нехотя приподнимает голову, шевелит руками,
переваливается с боку на бок, и — о чудо! — начинает вставать... До
сих пор захватывает дух при этом действе! Наверное, именно в этот
момент соединяется душа воздухоплавателя с шаром: они начинают
чувствовать друг друга. И вот аэростат стоит во всем своем
великолепии красок, грандиозности и величавости, неспешно
покачиваясь из стороны в сторону, словно живой.
До отхода нашего воздушного судна остается несколько
секунд. В душе торжественно, светло и волнительно от ожидания чуда —
мы отправляемся в воздушное плаванье. Горелками даем длинный
прощальный пламенный салют... Отрыв!.. В одно мгновение мы
оказываемся в детском сне — мечте, сказке. Все перестает
существовать, кроме удаляющейся земли, безграничного неба и нас —
троих путешественников. Спустя некоторое время аэростат застывает
где–то посередине неба и начинает медленно плыть над землей. Вокруг
тишина...
К некоторой реальности возвращает голос инструктора,
докладывающий по радиосвязи о взлете в близлежащий аэропорт. Для
поддержания высоты мы, два курсанта, по очереди начинаем управлять
газовыми горелками. Лично меня это жутко отвлекает от созерцания
всего окружающего, но что поделаешь, я — будущий пилот. Немного
осваиваюсь. Постепенно более реальными становятся очертания
проплывающих под нами лесов, озер, сельских построек и дорог.
Поражает наступившая какая–то гулкая тишина, прерываемая только
огненным ревом факела. Ни малейшего дуновения ветра: мы плывем
вместе с ним. И все же чувство нереальности происходящего
по–прежнему не покидает. Не знаю, был ли М.Булгаков хоть раз
воздухоплавателем, но, вспоминая описанный им в романе “Мастер и
Маргарита” ведьминский полет героини, невольно ловишь себя на мысли
— как это похоже! Только на аэростате все получается гораздо
медленнее, и в этом есть свое очарование.
Впереди всей своей бетонно–кирпичной громадой начинает
надвигаться город Великие Луки. Сергей Виноградов берет власть в
свои руки, и мы снижаемся почти до высоты бреющего полета. Волнение
опять охватывает с новой силой. Как–то по–особенному отчетливо
становятся слышны звуки с земли. Сергей, пролетая над пригородными
дачами и гаражами, умудряется завязать с “землянами” шуточные
разговоры, и даже разглядеть знакомых. Входим в черту жилых
многоэтажек, и наш полет становится просто фантастическим: мы плывем
в городе между домами почти на уровне крыш! С легким набором высоты
переваливаем через антенны домов, и опять идем между ними. Я не
выдерживаю и тоже начинаю отпускать вниз реплики, которые легко
подхватываются, а, поговорив, мы все вместе смеемся. На душе восторг
и упоение полетом.
Но вот город начинает “мелеть”, он, как и все хорошее,
по словам классика, заканчивается. Начинаем подумывать о посадке.
Прямо по курсу большое озеро. И тут Сергей преподносит нам
заключительный сюрприз–подарок — мы снижаемся еще и летим над водной
гладью на высоте одного метра! Хотя слово “летим” даже как–то и
неуместно. Мы скользим над озером, идем по нему чуть ли не ногами,
хотя и не касаемся воды. Лицом ощущаем ее влажность, ее запах,
аромат водной растительности. До чего же реален был тот нереальный
полет Маргариты!
Выплываем на холмистую местность и в одной из
выбранных пологих ложбинок производим мягкое приземление. Мягкое —
во всех отношениях, поскольку те несколько метров, когда
протаскивало нашу корзину по земле, мы, два курсанта, лежали сверху
на нашем инструкторе, за что ему еще раз спасибо.
Машина сопровождения не заставила себя долго ждать, а
потом был ритуал посвящения в воздухоплаватели, которым руководил
В.Г.Латыпов. Не буду раскрывать его таинство. Скажу только, что мы
вспоминали и века давно минувшие, и газ, который нас поднимал в
небо, и землю, которая нас мягко встретила.
Что же заставляет сотни людей во всем мире строить все
новые и новые воздушные шары и устремляться на них ввысь, устраивать
межконтинентальные перелеты и соревноваться в своем умении парить?
Одним словом, наверное, и не ответить. Скорее всего, это прекрасная
возможность постигнуть неизведанное, поверить в свои силы и свой
дух, сотворить собственными руками дорогу в облака и пройти по ней.
Это радость общения с единомышленниками, радость ощущения свободы,
дружбы и взаимопонимания. И, конечно же, это — романтика, романтика
странствий, дальних дорог и свободного полета...
П.Насонов
|