|
|
|
НА ЧАЙ К АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЕ
|
(записки
с фиесты воздухоплавателей “Канберра–2000”)
|
Несмотря на шутливый тон названия, речь в данной публикации пойдет о впечатлениях команды воздухоплавателей из Казани от посещения международной воздухоплавательной фиесты, которая проводилась в столице Австралии — Канберре, в марте нынешнего года. То, что экипаж из Татарстана первым из российских команд попал на австралийский континент, дело счастливого случая. Списавшись с организаторами и получив официальное приглашение, мы не имели еще сколько-нибудь твердой уверенности в возможности осуществления задуманного. Противовесом огромному желанию увидеть своими глазами далекий и загадочный материк служил объем финансовых затрат. По самым скромным подсчетам, затраты на участие составляют около 3000 американских долларов на каждого члена команды, включая авиабилеты, страховые взносы, прожиточный минимум и т.д. Кроме того, такая же сумма была выплачена авиакомпании “Lufthansa” за транспортировку нашего аэростата в Австралию и обратно.
Для того, чтобы читателю стало понятно, каким же образом мы сумели собрать необходимые средства, следует сделать небольшой исторический экскурс. Так сложилось, что в Австралии имеется достаточно многочисленная татарская диаспора, объединяющая выходцев из России, Китая, Узбекистана. Дружеские и неофициальные контакты, которые существуют и связывают их с исторической родиной, позволили заключить в 1997 году соглашение на межправительственном уровне о дальнейшем развитии отношений в области экономики, культуры, спорта и образования между штатом Южная Австралия и Татарстаном. Большая заслуга в этом Рустама Садри — австралийца татарской национальности, солидного бизнесмена и прозорливого политика, одного из лидеров татарской диаспоры в городе Аделаида. Именно к нему мы обратились за помощью — и нашли в его лице главного помошника и друга, во многом обеспечившего пребывание нашей команды за рубежом. В Казани организационные и финансовые вопросы, связанные с подготовкой команды, были решены благодаря деятельному участию Азата Хакима (генеральный директор международного аэропорта “Казань”) и Роберта Шамсутдинова (руководитель страховой компании “Итиль”). Имея за плечами опыт профессиональной авиации и вкусив прелесть полетов на тепловом аэростате, они увлеклись воздухоплаванием вначале сами, затем привлекли к этому своих сыновей, прошли курс пилотской подготовки и стали активными членами нашей команды. Ограниченность средств и времени заставила нас искать наиболее приемлемый (читай, дешевый) способ добраться до Австралии. Выбор пал на авиакомпанию “Аэрофлот”, а маршрут выглядел следующим образом: Москва — Сингапур — Аделаида. Далее — 1200 километров автомашиной до Канберры. Первые неожиданности нас поджидали в Сингапуре, при пересадке с самолета Аэрофлота на борт австралийской авиакомпании QANTOS. Как выяснилось, при продаже билетов из них были вырваны посадочные талоны, обеспечивающие обратную дорогу из Австралии. Каково было это узнать за 12 тысяч километров от России, за час до вылета, когда нас отказались регистрировать, мотивируя свои действия отсутствием обратных билетов! Телефонные звонки в Казань, разбирательство по официальным каналам через Москву стоили жизни не одному десятку нервных клеток, полутора тысяч долларов и трехсуточной задержки в Сингапуре. Наконец, с опозданием, мы все–таки добрались до Австралии. После тридцатиградусной жары и духоты Сингапура — впечатление, что попали в рай. Аромат эвкалиптов, голубое небо, ласковое, а не палящее солнце и легкий бриз с океана кружат головы вновь прибывающим посильнее горячительных напитков. Что интересно, сходное чувство было у всех членов нашей команды. Небольшой отдых, получение нашего аэростата и снова в путь, теперь уже автомашиной. В качестве спонсорской помощи нам выделили микроавтобус “TOYOTA”, далеко не новый, несущий на себе боевые следы предыдущих переделок. Первое впечатление было сомнительным: небезопасно ли отправляться на нем в столь длинный маршрут? Тепловой аэростат в полной комплектации, шесть человек экипажа со своим скарбом — нагрузка была такая, что казалось: вот–вот машина ляжет брюхом на асфальт. Однако уже после первых сотен километров автомобиль получил гордое имя “Боливар”, стал достойным членом нашего экипажа и ни разу не подвел, пробежав около трех тысяч километров. Автопробег до столицы занял 18 часов, что позволило прибыть без опозданий прямо к генеральному брифингу для воздухоплавателей. Пройдя регистрационную комиссию, что в основном носило формальный характер, мы получили необходимую информацию о правилах полетов и составе участников. Заявлены были 65 команд. Зарубежный состав представляли экипажи из Англии, Канады, Гонконга, Китая, Новой Зеландии, Японии. Участие российской команды стало приятной неожиданностью для остальных, вызвав уже с первых часов живой интерес и к нам, и к нашему аэростату, изготовленному фирмой “АэроНаТЦ” в 1997 году. Общее мнение, высказанное нам потом в течение вечерних посиделок за кружкой пива, было таково: они никак не представляли, что российская воздухоплавательная техника может быть столь высокого технического уровня. Единственная техническая проблема — некоторое несоответствие разъемов заправочных газовых шлангов и наших баллонов. Однако методом подбора все–таки удалось найти приемлемый вариант, позволяющий решить проблему заправки.
В целом воздухоплавательный спорт в Австралии имеет достаточно давнюю историю, развиваясь практически параллельно с европейским. По данным 1999 года, в Австралии насчитывается более 200 тепловых аэростатов и около 300 пилотов, имеющих сертификат. Пятнадцать воздухоплавательных центров и школ ведут постоянную подготовку спортсменов. Плата за обучение варьируется от 300 до 2000 австралийских долларов. Ежегодно в стране проходят от 5 до 10 крупных международных фиест и соревнований. Подробно каждое из предстоящих событий комментируется на специальной страничке Интернета. Крупнейшим мероприятием считается традиционная фиеста в столице, которая с завидным постоянством проводилась в течение четырнадцати лет и в этом году была приурочена к празднованию 100–летия Канберры. Несколько слов об этой интересной с точки зрения градостроительства столице. Основанный в 1900 году на территории плодородной долины, закрытой со всех сторон от ветров невысокими горами, городок специально предназначался для размещения резиденций королевских особ, членов правительства, посольств и торговых представительств других стран. За прошедшее столетие мало что изменилось в идеологии застройки этого города–сада. Не было построено ни одного крупного промышленного предприятия, ни одного производства, отравляющего окружающую среду. Небольшой административный центр с многоэтажными зданиями и торговыми улицами, так называемый “Сити”, вокруг которого расположились на обширной территории зарубежные представительства, мирно соседствует с аккуратными одно– и двухэтажными домиками. Обязательная лужайка перед домами, как наследие английского колониального стиля, обилие цветов, зелени и удивительная чистота придают Канберре ярко выраженную индивидуальность.
По условиям проведения фиесты организаторы бесплатно предоставили участникам гостиницу, заправку газом, полетную и метеорологическую информацию, карты, субсидированные завтраки (50% оплаты). Для иностранных участников, или как это звучит в переводе дословно, для “заморских гостей”, выделялись 1–2 добровольных помощника и автотранспорт. Так что проблем с сопровождением и поиском места посадки аэростата, как правило, не было. Язык общения — английский. Хотя и считается, что Австралия англоязычная страна, местный диалект здорово отличается от того языка, который мы все изучали или использовали, общаясь с европейцами. Выскажу свое мнение: знание языка, пусть даже на минимальном уровне, обязательно для всех членов команды, поскольку австралийцы очень добродушный и общительный народ.
По условиям фиесты полеты должны были проходить непосредственно над центром столицы, а старт назначался с парковой площадки перед зданием парламента. Правила полетов тоже достаточно просты. Утренний брифинг в 6 часов 15 минут, и через 30 минут уже можно стартовать. Время взлета пилот выбирает произвольно, но до 9 часов обязан покинуть центр города — зону радиусом 3 километра. Каждый день разыгрывались новые упражнения, которые носили более игровой, чем спортивный характер. Например, задание типа “baby flight”. Каждому участнику было выдано по сырому куриному яйцу(!). Задача — взлететь и совершить мягкую посадку. Кто первый доставит судьям бъющийся “сувенир” в целости и сохранности — тот и победитель. Задание следующего дня — за один час полетного времени удалиться на максимальное расстояние от места старта. Можно немного похвастаться, к чести нашего экипажа? Взлетев в этот день вторыми, по–видимому, удачно угадали время старта, попали в волну утреннего бриза и сумели за час улететь дальше всех.
Полеты над Канберрой, вопреки ожиданиям, оказались не такими сложными. Множество парков, лужаек, стадионов, спортивных площадок позволяли спокойно подобрать место для посадки. Как ни удивительно, значительно труднее было это сделать в пригороде. Дело в том, что сразу же за городскими кварталами начинаются частные владения с пастбищами и выгонами для скота. Все они огорожены колючей проволокой, и местные фермеры далеко не всегда радостно приветствовали посадку аэростатов, не разрешая технике заезжать на свою территорию. Поэтому иногда приходилось после совершения посадки на руках буксировать аэростат к обочине дороги или на свободный пятачок за пределами частных владений. К забавным происшествиям можно отнести и курьез, когда в одном из полетов мы совершили кратковременную посадку аэростата на поверхность канберрского озера, в 20 метрах от резиденции королевы Англии, повергнув, видимо, в состояние шока охрану. Все это произошло накануне прибытия королевской особы в столицу Австралии. А уже на следующий день на утреннем брифинге был зачитан специальный правительственный меморандум, запрещающий аэростатам подходить к этой резиденции ближе, чем на 3 километра. В рядах воздухоплавателей появилась шутка: “О, это те русские, что пытались залететь к английской королеве на чай”. В целом, в течение всей фиесты царила добрая обстановка взаимопонимания и поддержки. Обширная культурная программа, встречи, пикники, музыкальное шоу с фейерверком не давали скучать никому и десять дней пролетели очень быстро. В один из них состоялся прием нашей команды в российском посольстве, на котором посол, татарин по национальности, после соответствующих официальных слов о большой важности участия в подобных международных спортивных мероприятиях поблагодарил за удовольствие видеть в австралийском небе аэростат с российским флагом.
Обратная дорога показалась в два раза короче и прошла практически без осложнений, если не считать потерянного в самолете одного места багажа. Но, несмотря на некоторые отрицательные эмоции, мнение команды едино — если представится возможность, на будущий год обязательно посетить международную фиесту в Канберре.
С.Булатов